Несмотря на то, что в последние годы русскоязычный хип-хоп стал заметно разнообразнее, молодые артисты все чаще примыкают к какому-либо из сложившихся трендов, будь то нарочито примитивный мамбл-рэп в духе Lil Pump, печальный r’n’b или хаус-рэп. По-настоящему самобытных исполнителей не много, и все они на слуху. Не так давно к их числу присоединился бывший житель Иркутска, а ныне петербуржец Obladaet, которого сразу заклеймили граймером за ранние релизы и участие в грайм-клэшах. Сегодня 26-летний Назар Вотяков – опытный артист, который сумел избавиться от ярлыков и найти своего слушателя. Мы расскажем, почему Obladaet – это действительно новое явление на российской рэп-сцене, а также объясним, почему его называют трендсеттером.
Меня нет в трендах, я меняю тренды», — так звучат строчки одного из самых популярных синглов Obladaet «I Am». Они фактически резюмируют творческий путь артиста, который не делал хоррор-рэп, не читал под прямую бочку, но, оставаясь в стороне, никогда не был аутсайдером. С самого начала Obladaet заявил о себе как о молодом нигилисте, которому безразличен олдскульный хип-хоп и другие классические атрибуты культуры – граффити и брейк-данс. Одно из его первых интервью неслучайно носило название «Рэп сегодняшнего дня». Со времен выхода EP «HOME RUN» в 2015 году Obladaet взял курс на стильный молодежный рэп, в котором амбициозность спортсмена сочеталась с редкой для российской сцены техничностью. С тех пор он следовал этому вектору, не отклоняясь.
Симпатии Obladaet всегда были на стороне новой школы. До того, как Назар начал коллабить с Маркулом, у него уже имелись совместные треки с Томасом Мразом («Gotham City»), Illumate («Universe») и уральским исполнителем Krestall Kidd («I Don’t Trust»). Несмотря на то, что у Obladaet практически сразу сформировался особый флоу, которому сложно найти аналоги, он неизменно органично звучал с самыми разными артистами. Проблема многих коллабораций заключается в том, что каждый исполнитель тянет одеяло на себя, из-за чего парты звучат разрозненно, и общая атмосфера не складывается. В творчестве Obladaet такого нет — гостевые куплеты не выбиваются из авторской концепции, а общие темы находятся даже с теми, с кем, казалось бы, их быть не могло. Даже нео-шаман ATL, погруженный в совершенно другую эстетику, зачитал в треке «Fashion TV» про Y-3, Adidas и Lacoste, не нарушив законы созданной Obladaet фэшн-вселенной.
Примечательно также, что Назар с самого начала демонстрировал поразительное чутье не только на коллаборантов, но и на продюсеров. Один из ярких тому примеров – битмейкер из Еревана Monte Molotov, автор инструментала к синглу «I Am» (и нескольким другим трекам с EP «HOME RUN»). Его неизменно качественные биты помогли раскрыться многим российским исполнителям, в числе которых ЛСП, Pharaoh, Bumble Beezy и другие.
2016 году Obladaet начал сотрудничать с калининградским продюсером Satan Hussein, благодаря которому появилась ключевая работа в раннем творчестве Оксимирона – «Песенка Гремлина». Его бит можно услышать в одном из самых заметных треков Назара с альбома «DOUBLE TAP» — «0:00». Видео на эту песню стало первой совместной работой Obladaet и питерской студии Kosmodrome, которая впоследствии сняла для Назара клипы-миллионники «I Am» и «Kenny».
Obladaet также не прошел мимо перспективного продюсера из Тюмени, бывшего участника группировки «Закат 99.1» — Lunar Vision. Он специализируется на агрессивных битах в духе сингла «Chains», а недавно поучаствовал в создании совместной работы Оксимирона и Локимина – «Горсвет». Однако наиболее важную роль в карьере Obladaet сыграл звукорежиссер и битмейкер из Санкт-Петербурга Максим Ошкин или Verobeatz, ушедший из жизни в ноябре 2017 года. Это о нем Назар читает в треке «I Am»: «Мы с Vero угораем с вас, висим на студии/ Им снова нужно интервью – я недоступен». По словам Obladaet, начиная с дебютного альбома «DOUBLE TAP», все его релизы были записаны и сведены вместе с Verobeatz.
Строчки про моду – неотъемлемая часть флекса зарубежных рэперов, в то время как для России это явление новое и не совсем привычное. Конечно, Яникс читал про Balmain и Philipp Plein еще в 2015, но именно за это его и считают революционером отечественного саунда, приблизившим российский хип-хоп к западным образцам. В глобальном плане, пользуясь метафорой Оксимирона, «рэп поднялся с кортов» совсем недавно, и постсоветское пространство пока не подарило нам нового Эйсэпа Роки. Тем не менее, молодое поколение рэперов совершенно иначе подходит к формированию собственного образа, и Obladaet, пожалуй, главный, кому следует сказать за это спасибо. Трек «TheMarket» с альбома «FILES» стал настоящей сенсацией и заставил российское хип-хоп-комьюнити навсегда запомнить, что такое легит-чек и оверхайп. Мало кто с ходу разобрался в строчках про будни реселлеров – людей, которые занимаются перепродажей брендовых вещей. Но в итоге трек, посвященный самой крупной торговой площадке для модников, разобрали на цитаты, а словосочетание «рарный айтем» стало своего рода локальным мемом.
В то время, как большая часть новой школы кричит о вторичности текста в сравнении с флоу, Obladaet не перестает уделять максимум внимания лирике. Примеров сложных рифм и «незамыленных» метафор можно привести много, учитывая, что его треки пестрят отсылками к брендам, аллюзиями на комиксы DC (например, упоминания города Готэма, который многие сравнивают с Санкт-Петербургом) и спортивными терминами. Одна из самых удачных работ Назара с точки зрения лирики – сингл «Chains». С одной стороны, это традиционное для рэпа повествование о тяжелом труде, который стоит за успехом, но остается не замечен рядовым слушателем. С другой – серьезное философское размышление о неминуемом итоге, перед которым равны труженики и бездельники, кумиры и хейтеры. Другой несомненно удачный образ – бессмертный персонаж «Южного парка» Кенни, который лучше всего иллюстрирует неожиданные рэп-победы Obladaet. Еще два или три года назад мало кто прочил Назару карьеру топового артиста («Убрал каждого в один тейк/ И тур на 30 городов без лейбла»), но он, вопреки ожиданиям, оказывался живее всех живых и выпускал бэнгер за бэнгером.
К числу бесспорных прорывов Obladaet относится совместный с Маркулом EP «FRIENDS & FAMILY», в котором оба артиста демонстрируют способность экспериментировать со стилем и звучанием. Последовавший за синглами «Последний билет» и «Подарок» мини-альбом доказал, что Obladaet – не просто рэпер-модник, а разноплановый артист, который может с легкостью выходить за пределы зоны комфорта. Тематически EP «FRIENDS & FAMILY» продолжает фиксировать главные тренды и драмы цифровой эпохи, рассказывая о трагедиях молодости, жажде жизни и успеха, искренности и фальши.
Сольный сингл «Wrong», вышедший в конце прошлого месяца, звучит более радикально и возвращает нас к классическому флоу Obladaet. Это бескомпромиссный рэп о себе, своем лайфстайле и положении в «игре». «Им нужен биф, но не жажда войны, ведь я для них лифт», — этот панчлайн адресован начинающим рэперам, которые ищут легкого хайпа. Вместо того, чтобы работать над слогом и техникой, они предпочитают задиссить известную личность в надежде, что это перерастет в биф. Такая погоня за узнаваемостью чужда Obladaet, который с самого начала отказывался баттлить против оппонентов, с которыми не имел конфликта. А в своих треках он диссил только тех, кто копировал его стиль.
После выхода альбома «FILES» стало понятно, что Obladaet изменил каноны русскоязычного хип-хопа. Он всегда обращался к сложным рифмам и создавал тексты, наполненные лексикой поколения интернета. И все же новаторство Obladaet состоит не в использовании англицизмов или отсылках к моде, а в том, что ему удалось создать реальность, в которой понятие «новый звук» стойко ассоциируется с его именем. Он действительно смог уловить дух времени, что гораздо сложнее, чем штамповать модные треки, отвечающие потребностям аудитории, которой нужны хаус-бит, эдлибы и кач.
После выхода альбома «FILES» стало понятно, что Obladaet изменил каноны русскоязычного хип-хопа. Он всегда обращался к сложным рифмам и создавал тексты, наполненные лексикой поколения интернета. И все же новаторство Obladaet состоит не в использовании англицизмов или отсылках к моде, а в том, что ему удалось создать реальность, в которой понятие «новый звук» стойко ассоциируется с его именем. Он действительно смог уловить дух времени, что гораздо сложнее, чем штамповать модные треки, отвечающие потребностям аудитории, которой нужны хаус-бит, эдлибы и кач.
Больше фрешменов и годных треков в нашей группе- &God's_Plan&