Переход на дистанционное обучение - это хорошо или плохо? Судя по опросам, большая часть населения не очень положительно отзывается о нём: ученики хотят вернуться в школу, учителя предполагают снижение успеваемости, а родители не считают дистанционное обучение обучением в полном смысле слова.
После введения удалёнки вскрылось множество проблем, с которыми столкнулись и государство, и семьи учеников, и образовательные учреждения.
Основная проблема носит технический характер. Цифровизация образования продолжается уже достаточное время, но один момент не учитывается - это оснащённость техническими средствами как учеников, так и учителей. Не во всех семьях есть компьютеры и планшеты, а порой один девайс вынуждены делить между собой братья и сёстры. А что делать, если им одновременно понадобится им воспользоваться? Оплата интернет-трафика также отнимает часть семейного бюджета. Решить эту проблему может только предоставление оборудования государством, если семья не может обеспечить им себя самостоятельно.
Кроме того, неподготовленность педагогов к подобному формату работы также является ощутимой проблемой. До этого года такой необходимости не возникало, поэтому разработка принципов работы в онлайне не была в приоритете. И несмотря на огромное количество доступных учебных материалов не хватает важной детали: отработанной методики работы с ними. Поэтому учителя вынуждены изобретать её на ходу, приспосабливаясь под нынешнее положение дел.
К качеству учебных материалов тоже возникает множество вопросов. Несмотря на процесс оцифровки учебников, оказалось, что мало только перевести книги в электронный вид, необходимо также проработать технические инструменты для взаимодействия с ними.
Во время карантина выявилась очень важная роль школы как места коммуникации. Многие школьники жалуются на то, что им не хватает общения, как с одноклассниками, так и с учителями. Помимо всего этого школа предоставляет ученику и педагогу рабочее место, которое не всегда можно организовать дома, например, на это влияют нехватка жилплощади и многодетность семьи.
Тем не менее дистанционная форма обучения имеет место быть. Например, такой вид работы, как тесты, можно проводить (и сразу же проверять) в онлайн-системах - это экономит время учителю. Кроме того, удалённый формат работы можно было бы использовать для проведения уроков с педагогами в самый разных ситуациях, например, при проведении круглых столов или если в самой школе не хватает учителя по профильному предмету.
Ещё один вариант, при котором можно было бы использовать дистанционное обучение, если бы ученики имели возможность учиться на разных курсах в разных школах или лицеях. Это актуально для учеников старших классов, которые после сдачи ГИА начинают выбирать свою будущую специальность и хотят сосредоточиться на изучении конкретных предметов. Такой вариант использования удалёнки потребовал бы перестройки образовательной системы и введения курсов по выбору, но он максимально реализовывает право учеников на получение образования.
Как показала практика, во всём нужно искать баланс. Любую возможность можно применить во благо, после улучшения эпидемиологической ситуации применение можно будет найти и дистанционному обучению.