Найти тему
Телеканал UTV

Вытеснит ли дистанционное обучение традиционное?

Шестого апреля у башкирских школьников закончились каникулы. В условиях самоизоляции и пандемии их перевели на дистанционное обучение. Так коронавирус вскрыл глобальные проблемы в сфере образования.

Айбулат Хажин, министр образования РБ: «Мы провели с Минцифрой тестирования нагрузки на систему. 150 тысяч детей, почти девять тысяч учителей, 17 муниципалитетов с 00:00 до 01:00 нагружали систему. Мы пришли к выводу, что самый раскрученный портал – российская электронная школа – просто встал. И это только при тестировании. Как говорят специалисты, лег. Сегодня утром аналогичная ситуация повторилась».

Все прелести новой системы на себе испытала Мария Арсланова. У нее двое детей — первоклассник и пятиклассник. Первые дни выдались очень напряженными, особенно для ее младшего сына.

Мария Арсланова, жительница Уфы: «Конечно, испытали с ним стресс небольшой. Мы не успевали записывать, я не успевала ему объяснять, что это такое. У ребёнка ступор был. Но потом мы имели возможность посмотреть эти все уроки в повторе. Есть канал на YouTube у Министерства образования, где это всё выкладывается каждый день. Через 2 недели я поняла, что русский язык и математику ребёнок без моей помощи, без помощи посторонних, взрослого человека всё-таки он не сможет сделать».
-2

Для первоклассника такая система стала сложным психологическим испытанием.

Мария Арсланова, жительница Уфы: «К сожалению, то, что мы сейчас имеем по телевизору, это не образование. У ребёнка не создаётся впечатление образовательного процесса. Мой ребёнок мне выразил мнение такое: я хочу обратно в школу, меня раздражает учитель в телевизоре, который спрашивает и тут же отвечает, то есть, я понимаю, что она меня не видит, она меня не слышит, у меня нет контакта. Я хочу обратно поднимать руку, я хочу работать на уроке, я хочу видеть своих одноклассников. Это было с таким жаром сказано».
-3

Проблемы возникли и у старшего сына Марии. С одной стороны, он должен был быстро привыкнуть к интернет-этикету, с другой — разделить свое внимание на несколько направлений.

Мария Арсланова, жительница Уфы: «Так получилось, что в первые три дня было особенно сложно, пока ребёнок учился переходить на сайт, находить нужный урок по ссылке, открывать браузер и там параллельно что-то переписывать в тетрадь — эти вещи занимают достаточно долгое время. Он просидел до позднего вечера».
-4

Другая проблема — уже техническая. В Skype, где проходила часть уроков, периодически наведывались неизвестные хулиганы.

Мария Арсланова, жительница Уфы: «Они начали срывать уроки, они мешали, они отключали звук учителю, они отключали звуки ученикам. Дети были очень недовольны. Потом они начали удалять участников, потом они удаляли педагога из собственного урока. Эти хулиганы осуществляли срыв урока».
-5

Еще труднее преподавателям. Они, вне зависимости от возраста, в короткий срок должны были освоить новые для себя компьютерные программы, параллельно проверяя больше сотни домашних работ.

Мария Арсланова, жительница Уфы: «Ещё не успели встать, у них уже должна быть оперативка. Они обсуждают, какие проблемы были накануне, как их избежать. Они сидят, ищут для своих детей информацию, чтобы быстрее закончить непройденные темы, ведь каникулы были продлены на 2 недели».
-6

Особую роль педагога отмечает и Марина Войтюк. В прошлом году ее сын пошел в первый класс.

Марина Войтюк: «Не у всех такие классные учителя, как у нас. У нас педагог отточил эту систему буквально за несколько дней. Всё проходит достаточно лайтово, ну и домашками не загружают».
-7

У первоклассников учебный день состоит из двух обязательных онлайн-уроков по полчаса каждый — русский язык и математика.

Марина Войтюк: «И потом отдельно педагог собирает желающих детей для того, чтобы проводить литературное чтение. Они отдельно в 12:00 дня собираются, и она каждого индивидуально слушает, как они читают».
-8
Иван Войтюк: «Учитель кому-то даёт читать, мы слушаем, но мы ничего не говорим, потому что нам звук отключают. Ещё потом нам говорит учитель, что делать. Кто уже прочитал, тому учитель говорит, что как он прочитал — неплохо, хорошо, молодец, отлично».

Однако не во всех уголках Башкирии были созданы комфортные условия для обучения. В некоторых районах республики родителям пришлось везти своих детей туда, где скорость интернета позволяет загружать задания. В Минобразовании Башкирии отметили, что ученики могут получать кейсы в мессенджерах и отправлять педагогам решения. В тех населенных пунктах, где вообще нет интернета, для школьников организовано дистанционное обучение с помощью бумажных заданий. Но есть и четвертый путь. Его применили в одной частной уфимской школе. Несколько лет назад там создали свою закрытую систему дистанционного образования.

Инна Миняева, директор частной школы: «Сейчас что мы делаем? Мы формируем электронные кейсы на нашей платформе, поэтому у нас ничего не виснет. Учителя дают задание ребёнок заходит, видит, что надо сделать. Где-то он в онлайн-режиме решает тренировочные задания, где-то он решает тестовые».
-9

Дистанционное образование может продлиться до конца учебного года. Уже после того, как самоизоляция завершится и школьники вернутся за парты, перед специалистами встанет другой вопрос: как вернуть их в школьную жизнь?