Найти тему
Солевар

Пермские легенды. Как пермяки со Смутой на Руси боролись

Политический союз Строгановых и патриарха Гермогена помог в борьбе против польской интервенции в 17 веке

 Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861
Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861

История русской смуты начала 17 века, одна из самых «смутных» страниц для наших историков. Документов, увы, немного. Те что есть, часто сомнительны в силу субъективности авторов, позднейших наслоений и трактовок. Это усложняет работы историков, но и позволяет делать открытия до сих пор. По одной из версий, серьёзную роль в формировании ополчения Минина и Пожарского, борьбе с польской интервенцией и, вообще, в  успехе той войны сыграл союз возможных земляков: Строгановых и тогдашнего патриарха Гермогена.

После смерти Иоанна Грозного и его сына Фёдора Иоанновича вопрос о легитимности верховной власти в Московском царстве оказался в подвешенном состоянии. Мужская линия даниловской (московской, царской) ветви Рюриковичей прерывается, и в Белокаменной на престол вступает шурин покойного царя Фёдора – Борис Годунов. Его противники распространяют слухи – в том числе, что младший сын Иоанна Грозного царевич Дмитрий жив. Усиливается подозрительность, в цене наветы и доносы… Плюс к этому – небывалый неурожай три года подряд и возникший в связи с этим голод. Царь пытается укрепить свою власть всеми возможными способами, устраняются вероятные противники и претенденты на престол – Романовы-Никитичи, двоюродные братья покойного царя Фёдора Иоанновича.

Все «Никитичи» арестованы и сосланы. Однако и эти меры не приводят к видимым результатам. После «неожиданной» смерти Бориса Годунова на престол восходит его 16-летний сын — царь Фёдор Борисович. Но и его царствование оказывается кратким. Бояре свергают Годуновых. В столицу входит самозванец, выдававший себя за “чудом спасшегося” царевича Дмитрия, известный в истории как Лжедмитрий I. По его тайному приказу свергнутого царя Фёдора Борисовича и его мать, царицу Марию Григорьевну, вдову Бориса Годунова, убивают.

Единственной легитимной властью в государстве в этот период в глазах народа остаётся патриарх Гермоген. Именно ему впоследствии и предстоит вдохновить освободителей Москвы – ополчение Минина и Пожарского. Как мы уже говорили, по версии церковного историка Иакова Шестакова патриарх Гермоген происходил из рода князей Голицыных и был рождён в их вотчинных землях в местечке Крылово, недалеко от города Оса. Таким образом, получается, что Гермоген и Строгановы — земляки. Тогда, как, собственно, и сейчас, родственные и земляческие связи играют огромную роль.

Патриарх Гермоген.
Патриарх Гермоген.

Если принять эту версию Иакова Шестакова за верную, логика событий накануне призвания на царство Михаила Фёдоровича Романова становится более понятной. В той же статье Шестакова «Священномученик Гермоген. Патриарх Московский и всея Руси Чудотворец. Новые материалы для его биографии» со ссылкой на «Православную богословскую энциклопедию» мы находим сведения о предложении патриарха Гермогена, возвести на Российский престол Михаила Фёдоровича Романова. 

Сделать это становится возможным только при участии народного ополчения. Деньги на его сбор и вооружение, как известно, по большей части, выделяют именно Строгановы. При сборе Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским нижегородского народного ополчения Строгановы внесли 4116 рублей – огромную по тем временам сумму. А если учесть тот факт, что князь Дмитрий Пожарский, как и Строгановы, занимался солеторговлей, всё, как говорится, выстраивается в линеечку.

«Хоромы Строгановых» в Сольвычегодске. Гравюра И. Ческого. 1842.
«Хоромы Строгановых» в Сольвычегодске. Гравюра И. Ческого. 1842.

В 1611 году захватившие Москву поляки заключают патриарха Гермогена под стражу в стены Чудова монастыря. Из застенков патриарх обращается с посланиями к народу, в них он призывает всех россиян объединиться, прекратить Смуту и изгнать иноземцев.

С таким же воззванием в это же время к народу обращается и Соловецкий монастырь. Примечательно, что такое решение братия монастыря принимает после визита на остров вятского архимандрита и духовного отца рода Строгановых Трифона. Стоит ли говорить, что оба его визита на Соловки оплачивают и организуют Строгановы. Необходимо при этом отметить, что до этого Соловецкая обитель присягает на верность Лжедмитрию. Остаётся только догадываться, какие аргументы предъявил братии архимандрит Трифон, но, по всей видимости, они были настолько убедительными, что братия предлагает ему остаться на острове.  

От предложения Трифон, как известно, отказывается, и через Сольвычегодск (столицу Строгановых) отправляется в город Слободской под Хлыновом. Там же он строит деревянный храм и освящает его в честь небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых архистратига Михаила.

-4

Через год ученик Трифона игумен Успенского монастыря на Вятке Иона Мамин был в числе участников Земского собора 1613 года, подписавших крестоцеловальную запись о призвании на царство Михаила Федоровича Романова. Великая Русская смута завершилась. 

-5

P.S.  Строгановы поддержали Михаила Фёдоровича, выделив денег в Государеву казну, которая после стольких лет Смуты трещала по швам.