Найти тему
Призвание - Мама

Мой колючий ёжик - дочь-подросток

Все родители знают, читали или слышали где-то когда-то, что у детей существует подростковый кризис. Однако, у каждого ребёнка он начинается совершенно неожиданно для родителей. Ещё вчера была ласковая, послушная девочка, а сегодня проснулся колючий ёжик.

По личному опыту могу сказать, что пережить его спокойно, без конфликтов невозможно. У меня не получилось.

И что дальше?
И что дальше?

С одной стороны мама хорошо понимает, что происходит с ребёнком - он взрослеет. Подросток ищет своё место в мире, задумывается о смысле жизни, всё это сопровождается перепадами настроения, которые обусловленные гормональной перестройкой организма.

Подросток может расплакаться просто на ровном месте. Или впадать в агрессию. На него может накатывать меланхолия или чёрная тоска. Приступы веселья могут случиться абсолютно внезапно. Все эти и подобные явления обусловлены гормонами. Идёт эндокринная перестройка организма и подросток совершенно не может управлять этим процессом. И не может предугадать когда его "накроет" слезами или смехом.

Для меня подростковый кризис дочери тоже начался неожиданно. Всё началось со слёз, плакать дочка могла даже тогда, когда ей не было плохо. Просто внезапно во время разговора начинали течь слёзы. На что дочь сильно злилась. И чем больше она злилась, тем обильнее текли слёзы. Тогда я объясняла ей, что это нормальная реакция организма. Что не происходит ничего необычного. Просто гормоны шалят. Бла-бла-бла.

Потихоньку дочка научилась не реагировать на бесконечный поток слёз. Я тихо радовалась, что обошлось слезами, других признаков кризиса нет.

Опять слёзы? Не хочу
Опять слёзы? Не хочу

А потом дочка начала отстаивать свои права на самостоятельность. Надо сказать, что свободу детям я не очень-то ограничиваю, крайне редко могу запретить куда-то пойти. Я верю, что мои дети благоразумные и не будут совершать всякие глупости. Мы много разговариваем с детьми, с самого детства объясняем детям "что такое хорошо и что такое плохо".

У меня лишь одно требование - если куда-то идёшь, сообщи маме. И вот этот-то (единственный!) запрет дочка начала нарушать регулярно. Первые разы я пыталась мирно с ней поговорить, объяснить, что я очень волнуюсь если она не возвращается вовремя. А дочка не понимала и всё время говорила - да, что со мной может случиться? Ты не веришь мне, что я просто забыла? И прочее, и прочее...

У меня с дочкой были очень доверительные отношения, она всегда делилась со мной всеми своими "секретами". А тут как подменили. Возвращается из школы, пообедает и молчком в свою комнату уходит. На вопрос как дела, отвечает односложно, всё нормально. И так изо дня в день. Мне было очень больно, что моя девочка закрылась от меня.

Да, я понимала, что у дочки идёт становление взрослой личности, что ей сейчас важно найти своё место среди сверстников. Понимала, что мнение подружек в этом возрасте важнее, чем мамы. Понимала, да. Но принять никак не могла. Нет, мы не ругались, дочка не хамила мне, она просто меня игнорировала. Я чувствовала, что стала лишней в жизни своей дочери.

Я пыталась не давить на неё, ибо понимала, что это временное явление, надо просто пережить. Так же чётко понимала, что наши отношения никогда не будут прежними. И от меня зависит какими будут наши отношения после того, как дочка переживёт подростковый кризис. Поэтому старалась все свои обиды и разочарования запихнуть подальше.

Старалась делать вид, что ничего особенного не происходит. Приходила сама в её комнату, и разговаривала с "её телефоном". Дочь не вылезала из телефона, всё время дома проводила там. Вряд ли она слушала, что я говорю, но я упорно продолжала приходить и рассказывала о том, как прошёл день семьи.

Однажды, я сорвалась. Дочка в очередной раз не сообщила, что задерживается. И когда она вернулась, я разоралась. Громко, грубо, практически матом орала на неё. Орала о том, что она не может запомнить единственное требование и просто позвонить. Орала о том, что переживаю за неё. И да, с ней много чего может случиться. И подобные "тезисы. (Мне до сих пор стыдно за тот случай).

Я не плачу, они сами
Я не плачу, они сами

И я перестала с ней разговаривать. Перестала приходить к ней в комнату. Перестала даже говорить привет/пока. Дочка даже не сразу заметила. А когда заметила, обиделась на меня и тоже замолчала в ответ. Те дни для меня были психологическим адом. Боль, обида, разочарование, всё смешалось в моей душе и некуда это было выплеснуть. И да, я ждала, что дочка сама придёт ко мне и скажет, что была не права.

Дни шли, но дочка не приходила. И тогда мне в голову пришла страшная мысль - а вдруг я умру? Вдруг мне жить осталось немного. Умру и буду очень жалеть, что вот так по-глупому обижалась на свою девочку. Мысль, конечно глупая, но меня она отрезвила. И я сама пошла к дочке. Разговаривать.

Так по-маленьку, по-тихоньку, наши отношения наладились. Дочка опять начала мне доверять, жизнь начала возвращаться в привычное русло.

Она всё ещё могла "ощетиниться иголками" на невинную шутку, всё еще плакала без повода, все ещё резко реагировала на простые вещи. Я прозвала её "африканской колючкой" и она сама признавала, что чувствует себя ёжиком. Но всё это было уже более сглажено. Постепенно дочка переросла подростковый кризис и наши отношения нормализовались.

Я рада, что моя дочка справилась, не превратилась в скандальную девку, и осталась милой, славной девушкой. Я счастлива, что мне и сейчас есть место в её жизни.

Терпения и понимания всем родителям подростков.

С уважением ваша Яна
С уважением ваша Яна