Продолжаем рассказывать об объектах экскурсии "Клин Православный".
Сегодня нас ждет история самого древнего из сохранившихся объектов исторического центра города - Церкви Успения Пресвятой Богородицы, или как говорят у нас - Успенской церкви на Папивино.
Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва – Тверь и Волоколамск – Дмитров. Городище было совсем небольшим – 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина земляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размещение посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединенный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде. Деревянный храм, а впоследствии Успенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие стороны приятный вид простирается». Со временем монастырь стал духовным градообразующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.
Время возникновения обители с достоверностью неизвестно. Догадки об учреждении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу любителей краеведения, не находят подтверждения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверского княжества. Небольшой Успенский монастырь был приписан к Тверскому архиерейскому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Старица с уездами. В 1799 году Тверская епархия была приведена в соответствие с границами Тверской губернии.
Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духовной грамоте, Матвей Иванович Левашов давал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дьяконы, и с проскурником, и с попом на сорокоуст».
Время завершения строительства каменного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, однако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.
Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобразил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сообщали, что было истреблено все население Клина.
Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предполагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.
Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.
Следующая страница в истории монастыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михайлович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому монастырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послужил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поездку вместе с Сербским архиепископом Гавриилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским.
Упразднение монастыря
К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась политика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.
Храмы упраздненного монастыря стали приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году здание Успенской церкви подверглось реконструкции. К храму были пристроены трапезная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. Привнесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тогда же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прошлых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преподобного Сергия Радонежского.
С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.
В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891–1938), потомок знаменитой художественной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.
Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет после ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест служения – Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдающимися людьми – о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близким другом и однокурсником О.Э. Мандельштама (который сделал его прототипом героя рассказа «Египетская марка»), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни совершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.
После закрытия храма, оставшись в Клину без места священника, по протекции знакомых он устроился переводчиком в Москве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной работой – например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников.
Благословляю я суровую разлуку,
Молитвой молодой меня наполнил ад,
И радостью я называю муку,
И дни, как свечи, яркие горят...
Н. А. Бруни
В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные называли его «отец Николай». В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательностью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульптурный памятник поэту.
Закрытие и возрождение храма
В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взорвана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании размещались медицинская библиотека, медицинский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!
В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чайковского ею было совершенно пожертвование в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведена в 1962–1967 годах под руководством известного архитектора Н. Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первоначальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного шедевра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.
В 1992 году храм вернули верующим.
Посетить храм, узнать о его сегодняшней жизни можно посетив нашу экскурсию "Клин Православный". Ждем вас сразу же по выходу из режима самоизоляции!