Найти тему

Клин Православный - церковь Успения

Продолжаем рассказывать об объектах экскурсии "Клин Православный".

Сегодня нас ждет история самого древнего из сохранившихся объектов исторического центра города - Церкви Успения Пресвятой Богородицы, или как говорят у нас - Успенской церкви на Папивино.

Первое известное упоминание о Клине как городе относится к 1317 году. Возник он и развивался в глубокой излучине реки, на пересечении дорог Москва – Тверь и Воло­коламск – Дмитров. Городище было совсем небольшим – 70 на 45 саженей (140 на 90 м). Деревянно-земляная крепость (ширина зем­ляного вала достигала 12 м) запирала узкий перешеек петли реки Сестры. Размеще­ние посадов напоминало крылья бабочки: один располагался в петле реки, другой – снаружи. Снаружи при крепостных воротах располагался и городской торг, соединен­ный мостом с небольшим Торжком в зареченском посаде. Деревянный храм, а впоследствии Ус­пенский монастырь с каменной соборной церковью, примыкал к городскому валу в петле реки и был расположен на высоком холме. Согласно старинному описанию, это местоположение – «одно из тех, кои сама природа для населения предопределяет» и с высоты которого в «окололежащие сторо­ны приятный вид простирается». Со време­нем монастырь стал духовным градообра­зующим центром, а главный монастырский храм являлся городским собором.

-2

Время возникновения обители с досто­верностью неизвестно. Догадки об учреж­дении монастыря Дмитрием Донским в 1380 году, появившиеся в XX веке в кругу люби­телей краеведения, не находят подтверж­дения и не соответствуют существовавшим в тот период межкняжеским отношениям. Вплоть до присоединения к Москве в 1485 году город Клин входил в состав Тверско­го княжества. Небольшой Успенский мона­стырь был приписан к Тверскому архиерей­скому дому, который возник в 1247 году. В XVII–XVIII веках в епархию помимо Твери входили города Зубцов, Кашин, Клин, Ста­рица с уездами. В 1799 году Тверская епар­хия была приведена в соответствие с грани­цами Тверской губернии.

Клинский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы впервые упоминается в XVI столетии. Документ 1545 года сообщает о том, что, согласно Духов­ной грамоте, Матвей Иванович Левашов да­вал деньги в монастырь «Пречистой в Клин на Городок игумену и священницы, и с дья­коны, и с проскурником, и с попом на соро­коуст».

Время завершения строительства камен­ного Успенского собора документально не зафиксировано. По одной версии, он был построен между 1539 и 1542 годами, од­нако большинство исследователей относят его создание к середине XVI столетия.

Есть и более поздняя версия, связанная с пребыванием в Клину царя Ивана Грозного с 15-тысячным опричным войском, которое двигалось на Новгород и Псков в декабре 1569 года. Историк Н. М. Карамзин изобра­зил чудовищную картину кровопролития, учиненного царем ночью над клинчанами, которые накануне встретили царя хлебом и солью. Лифляндские дворяне Таубе и Крузе, бывшие в опричном войске, также сооб­щали, что было истреблено все население Клина.

Существует несколько версий строительства каменного храма после 1569 года. По старинному клинскому преданию, собор построен в память о горожанах, павших невинными жертвами похода войска Ивана Грозного, причем по одной версии именно раскаявшийся государь выделил средства строительство каменного храма. По другой – деньги собирали оставшиеся в живых горожане. По третьей версии, не предпо­лагающей массовых убийств в Клину, царь действительно выделил деньги на благоукрашение обители, чтобы иметь возможность останавливаться в ней во время своих дальних походов.

-3

Что бы ни предполагали историки, красивейшая каменная церковь – Успенский соборный храм монастыря – была построена и сохранилась до наших дней. Храм представляет собой небольшой кирпичный куб с тремя алтарными апсидами, увенчанный одной главой на световом барабане, крестово-купольной композиции. Очень гармонично организовано внутреннее пространство церкви.

Следующая страница в истории мона­стыря связана с именем Патриарха Никона. По его просьбе государь Алексей Михай­лович в 1655 году своим указом повелел приписать клинский Успенский монастырь со всеми его вотчинами и угодьями к своей излюбленной обители – Иверскому мона­стырю на Валдае. В клинском монастыре Патриарх делал остановку для отдыха во время своих поездок в Иверскую обитель. Своего рода путевым дворцом для знатных духовных лиц клинский монастырь послу­жил в том же 1655 году для антиохийского Патриарха Макария, совершавшего поезд­ку вместе с Сербским архиепископом Гав­риилом и со своим сыном архидиаконом Павлом Алеппским.

Упразднение монастыря

К 1764 году монастырь обеднел. Все его владения были отобраны. В государстве Российском в это время проводилась по­литика изъятия владений у монастырей и закрытия многих из них. Именно в 1764 году была завершена реформа, в резуль­тате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. В число выве­денных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину.

-4

Храмы упраздненного монастыря ста­ли приходскими. Только в начале XIX века положение улучшилось. В 1810 году зда­ние Успенской церкви подверглось рекон­струкции. К храму были пристроены трапез­ная, портики с колоннадой и трехъярусная колокольня. В трапезной части устроены Сергиевский и Всехсвятский приделы. При­внесенные черты классицизма исказили памятник старины до неузнаваемости. Тог­да же, вероятно, была разобрана и старая Сергиевская церковь. Из убранства прош­лых веков в иконостасе Успенской церкви сохранялись старинные иконы Тихвинской Божией Матери и преподобного Сергия Радонеж­ского.

С Успенским храмом связаны имена знаменитых людей России. В частности, на службах здесь бывал П.И. Чайковский, о чем он упоминает в своих дневниковых записях.

В 1926 году в Успенском храме служил священник Николай Александрович Бруни (1891–1938), потомок знаменитой художе­ственной династии, человек с интересной и трагической судьбой, одаренный талантами поэта, переводчика, музыканта и художника.

Николай Бруни
Николай Бруни

Будучи одним из первых отечественных военных летчиков, он выжил после того, как его аэроплан был сбит в ноябре 1917 года в бою под Одессой. Тогда же он дал обет стать священником, если выздоровеет пос­ле ранений. В послереволюционные годы ему пришлось сменить несколько мест слу­жения – Украина, Козельск, Москва, Клин. О. Николай был знаком со многими выдаю­щимися людьми – о. Павлом Флоренским, с оптинским старцем Нектарием, был близ­ким другом и однокурсником О.Э. Мандель­штама (который сделал его прототипом ге­роя рассказа «Египетская марка»), дружил с А.А. Ахматовой, В.Ф. Ходасевичем. Во время служения в Москве, Н.А. Бруни со­вершил панихиду по умершему А.А. Блоку, прочитав перед этим с амвона его стихи.

После закрытия храма, оставшись в Кли­ну без места священника, по протекции зна­комых он устроился переводчиком в Моск­ве, одновременно подрабатывая для своей большой семьи самой непрестижной рабо­той – например, чисткой выгребных ям и раскладкой навоза на огородах у дачников.

Благословляю я суровую разлуку,

Молитвой молодой меня наполнил ад,

И радостью я называю муку,

И дни, как свечи, яркие горят...

Н. А. Бруни

-6

В 1934 году он был арестован по ложному обвинению в шпионаже в пользу Франции и сослан в Ухту. В лагере заключенные на­зывали его «отец Николай». В 1937 году по распоряжению лагерного начальства к 100-летию со дня гибели А.С. Пушкина он сделал памятник поэту из подручных досок, колючей проволоки и глины. Этот памятник до сих пор является достопримечательно­стью Ухты. Интересно, что петербургский художник Федор Бруни сделал посмертный рисунок Пушкина в гробу, а через сто лет его потомок Николай Бруни изваял скульп­турный памятник поэту.

-7

Закрытие и возрождение храма

В советское время храм постигла общая участь – 26 декабря 1931 года он был закрыт, убранство уничтожено, а колокольня взор­вана. При этом была частично разрушена трапезная. В разное время в здании разме­щались медицинская библиотека, медицин­ский музей, общежитие и торговый склад. В начале Великой Отечественной войны храм был использован как склад соли, которая в короткое время въелась в пол и стены!

В послевоенное время после посещения Бельгийской принцессой музея П.И. Чай­ковского ею было совершенно пожертво­вание в Министерство Культуры РСФСР на реставрацию храма, которая была проведе­на в 1962–1967 годах под руководством из­вестного архитектора Н. Н. Свешникова. Все пристройки XIX века были удалены, соль вывезена, и храм предстал в своем первона­чальном виде. Но в дальнейшем городские власти не нашли для восстановленного ше­девра лучшего применения, чем устроить в нем склад треста столовых.

В 1992 году храм вернули верующим.

Посетить храм, узнать о его сегодняшней жизни можно посетив нашу экскурсию "Клин Православный". Ждем вас сразу же по выходу из режима самоизоляции!