В истории классической музыки в многочисленной плеяде выдающихся исполнителей XIX в. особенно сильно выделялись два исполнителя, Николло Паганини и Ференц Лист, которых современники сравнивали с дьяволами. Паганини был выдающимся виртуозом игры на скрипки, родом из Генуи, а Ференц Лист – великим венгерским композитором, игравшем на рояле.
Оба они, помимо профессиональных данных, не обладали красотой лица (о Паганини иногда выражались, как о «страшном как смерть скрипаче»), зато поддерживали вокруг своих имен мистическую ауру, так как часто подвергались нападкам современников, которые указывали на их связь с дьяволом из-за невероятных пальцевых возможностей. Слухи распространялись обществом с геометрической прогрессией, подогреваемые самими музыкантами. Так Паганини обвиняли не только в многочисленных соблазнениях женщин, в том числе сестры Наполеона, но даже в убийстве, с целью сделать из кишок любовницы особую струну, которая бы оказывала на слушателей гипнотическое воздействие.
Ференц Лист, снискавший себе славу и популярность, стал одним из новаторов фортепианного исполнительского искусства, впервые развернул инструмент к зрителям таким образом, чтобы они могли восхищаться его профилем, и решился выступать сольно, чтобы иметь возможность с большим напором влиять на публику. Современники называли его «современным Амфионом (героем греческой мифологии, который играл так восхитительно на лире, что под звуки его инструмента строились Фивы), «современным Гомером», «гением», «Рафаэлем фортепиано», сравнивали с «Новым Фаустом»…
Мемуары современников пестрили записями не столько о выдающейся игре этих исполнителей, сколько о воздействии этих личностей на умы и души публики: женщины и мужчины плакали, влюблялись, теряли голову и сознание.
Концерты этих исполнителей пользовались немыслимым успехом и всегда проходили в полных зрителями залах, однако, до сих пор доподлинно не известно, обладали ли они действительно какой-либо магической силой или были «жертвами» обстоятельств, когда общество скучало, испытывало потребность в сильных эмоциях и искало их всегда и всюду.