В журнале "Роман-газета" за 2017 год в № 23 было опубликовано произведение Бориса Куркина - повесть "Волшебная флейта Венского Леса, или О немецкой философии в жизни капитана Широкова".
Вот что пишет в предисловии сам автор: "Кто из нас не заслушивался "Сказками Венского Леса"? Однако далеко не всем выпадает шанс побродить по нему, погрузиться в его чудеса, хотя таких счастливцев и становится с каждым годом всё больше.
Любезный читатель! Если ты готов к долгой, неспешной прогулке и неожиданным встречам на тропинках Венского леса и в его окрестностях, советую тебе надеть обувь поудобнее, а к тем, кого встретишь на своём пути, отнестись сочувственно, помня, что нет лучшего способа познать людей, чем отнестись к ним с нелицемерным доброжелательством. Об этом наш рассказ".
Однако "Волшебная флейта Венского леса" - не просто путешествие, но ещё и музыкальное путешествие. Повесть действительно очень музыкальна сама по себе, в ней присутствует определённая ритмическая структура, где ритм проявляется в восприятии пространства и времени, заметна вполне ощутимо смена темпов, присутствует целая гамма настроений; бодрый, энтузиастический мажор переходит порой в философский, созерцательный минор. А ещё - Волшебная флейта - это символ, символ созидающей, целительной, великой силы искусства вообще и музыки в частности, когда Хаосу противостоит гармония как мировой закон. Символ, скорее даже не самого искусства, а того творческого духа, который не даёт кануть в Лету, оберегает от забвения, увековечивает каждое мгновение жизни. Не случайно в Древней Греции именно Мнемосина, олицетворяющая Память стала матерью всех девяти Муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются. Когда поэтом, писателем, художником овладевает вдохновение, он пьёт из источника знания Мнемосины; это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию истоков.
И вот, мы начинаем вместе с главным героем капитаном Широковым "долгую, неспешную прогулку" по чудесному Венскому лесу, который хотя и дышит образцовым порядком, однако дарит нам возможность романтических странствований по естественным и, что невероятно интересно и увлекательно - по воображаемым пространствам. Сколько удивительных встреч и открытий ждёт нас, как оказалось, в этом загадочном лесу. В нём пересекаются тропинки разных культур и разных времён. Ступив в его пределы, мы сбрасываем груз лишнего, наносного, надуманного, искусственного и тогда легче становится чувствовать, наблюдать, постигать и мыслить. Нам предоставляется уникальная возможность извлечь из пустоты забвения Историю и оживить, одухотворить её.
На лесных тропинках мы будем находить и связывать нити времён и событий, учиться ощущать полноту Бытия, да и просто любоваться природой, наслаждаться музыкой Моцарта и Штрауса. Что можно почувствовать, например, слушая песенку Папагено "Я самый знатный птицелов"?
"Я вдруг ощутил, что попал в сказку, - рассказывает капитан, - Нет, не в воображаемую сказку, которая находится где-то "там", которая "призрачна и литературна", а ту, которая "здесь и сейчас"! И я не зритель, а её полноправный участник! Тогда впервые в жизни я попал в пространственно-временной разлом, и пространства соединились, а время упразднилось. Это был какой-то невыразимый восторг".
Далее мы повстречаемся с австрийским композитором Карлом Целлером, написавшим замечательную оперетту "Продавец птиц"
и узнаем о его горестной судьбе. Приветливо улыбнётся нам "Берлинский соловей" Милица Корьюс, очаровательная звезда "Большого вальса".
Углубляясь ещё дальше, мы узнаем интересные факты о великом русском полководце Александре Васильевиче Суворове. При чем же здесь музыка? - "С громогласной музыкой взял я Измаил! " - говорил герой, не проигравший ни одного сражения. "И брали его фанагорийцы - солдаты и офицеры его любимого полка, который он же сам и создал, его дети, его чудо-богатыри. А знаете, что за марш был у Фанагорийского полка? - "Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый". Моцартовский.
А маршем лейб-гвардии Казачьего полка вообще был свадебный марш Мендельсона".
Однако дороги в повести будут разные, в том числе и дороги войны - по ним тоже пройдёт капитан Широков, размышляя над тем, что значит война для Запада, а что для России, перенесётся мысленно к Чёртову мосту близ селения Андерматт в Швейцарии, по которому, в 1799 году продемонстрировав высокое тактическое искусство и героизм, с боем прошли русские войска, разыщет Русское мемориальное кладбище в Мельке, где высится огромный православный крест из черного мрамора. На нем белыми буквами начертано: "Вечная память 300 русским воинам, погибшим на чужбине в Мельке и здесь погребенным". Будут слышны на этих дорогах и отголоски Второй мировой...
Время и история слились в единое неразрывное целое. На одном и том же пути встречаются и зимний холод и знойная жатва, пробуждение весны и умирание осени, детские игры и умудрённая старость. Что хранит человека на этой земле, дает ему силы идти вперёд, сквозь пространство и время?.. Любовь и вера. Капитан Широков вспоминает любимое место из рассказа Мартина Хайдеггера "Проселок": "Меж тем твердость и запах дуба начинали внятнее твердить о медлительности и постепенности, с которой растёт дерево. Сам же дуб говорил о том, что единственно на таком росте зиждется всё долговечное и плодотворное, о том, что расти означает раскрываться навстречу широте небес, а вместе корениться в непроглядной темени земли; он говорил о том, что самородно-подлинное родится лишь тогда, когда человек одинаково и по-настоящему готов исполнять веления превышних небес, и хорониться под защитой несущей его на себе земли".
И в Венском лесу где-то за вековым дубом прячется Моцарт: он играет со своим сыном в прятки. Мальчик достаёт свою маленькую волшебную флейту и наигрывает арию Папагено...