Для начала отмечу, что в этом посте я пишу о так называемом информационном копирайтинге (или вебрайтинге) преимущественно. Вообще существует копирайтеры прямого отклика – те, кто создают рекламу, направленную на продажи или на любое желаемое действие от покупателя (зарегистрируйся, подпишись, позвони и т. д.). Они делают лендинги, придумывают слоганы, некоторые занимаются неймингом – это разработка названий для чего угодно: предприятий, сайтов, товаров…
И есть информационный копирайтинг. Фактически, это написание самых разных статей на заказ для сайтов. Преимущественно информационных, но иногда в такие тексты просят добавить рекламу, а временами на один проект нужны и те, и другие статьи.
Я не хочу вдаваться в долгие дискуссии на тему того, кого можно считать «настоящим копирайтером», а кого – вебрайтером (так называют «информационных копирайтеров»). Могу только сказать, что применительно к тому, чем я занимаюсь, термин «копирайтер» применяется заказчиками, очень многими моими коллегами, его используют, когда создают группы в контакте и обсуждают там именно мою деятельность. Да и менеджеры, например, тоже бывают очень разные, но никто не орёт, что один имеет права так называться, а другой – нет. Поэтому предлагаю сойтись на том, что копирайтеры по характеру своей деятельности друг от друга отличаются.
С чего начать работу?
С поиска информации о том, чем вы хотите заниматься. Нужно знать, что такое сео, что такое ключи, раскрутка, уникальность, как проверять уникальность, что собой представляет релевантность текста, что такое ЦА (целевая аудитория) и т. п. Я не буду сейчас это всё расписывать, потому что основу можно спокойно найти в Интернете, а навык поиска информации для копирайтера считаю одним из основных. К слову.
Как начать писать?
На мой взгляд, начинать лучше всего с рерайта. Глубокое переписывание означает полную переделку статьи с сохранением общего смысла, но при этом никто не мешает добавить информацию из других источников, а также от себя (если вам есть что сказать).
Так проще всего научиться: сначала просто переписывание текстов так, чтобы те становились уникальными, потом – с изменением структуры, потом – с добавлением информации с других источников. А дальше можно переходить на статьи на основе разных источников. И под конец вы уже будете просто читать материал и писать, не задумываясь отдельно о том, откуда вы что взяли (но при этом зная, какие источники использовали, и это важно, потому что их иногда просят указывать).
Для рерайта иногда заказчик даёт исходник (текст, с которого вы будете писать). Иногда – нет. Во втором случае их можно находить: берёте тему статьи, смотрите в поисковиках, что есть по ней, потом делаете рерайт. Лучше всего сразу стараться добавлять что-то новое.
Почему я так упёрся в рерайт? Потому что даже если у вас хорошо получались сочинения в школе, статьи – это другое. И да, всё вышесказанное, естественно, я адресую не журналистам и не тем, кого так или иначе учили писать такие тексты.
Так вот, рерайт помогает познакомиться с разными текстами и понять алгоритм. И несмотря на то, что некоторые исходят пеной от того, что Интернет забит одним и тем же, я всё же считаю, что такие материалы скорее нужны.
Во-первых, исходную статью могут удалить из Сети, а ценная информация пропадёт вместе с ней. А благодаря рерайту сохранится. Во-вторых, пользователям сайта часто интереснее найти всё в одном месте, чем лазить по всему Интернету и размышлять, по каким запросам они могут отыскать инфу. В-третьих, статьи полных новичков редко оказываются в первой десятке поисковой выдачи, так что глаза они как раз не мозолят, не надо.
В общем, если у вас сразу получается писать хорошие статьи без рерайта – здорово. Нет – ничего страшного, все когда-то начинали. И многие, насколько я знаю, именно так.
Несколько советов по написанию текста полным новичкам
Несмотря на то, что некоторые Гуру и не только рассказывают о том, что грамотность копирайтеру не нужна, я считаю, что учебники Розенталя бы не мешало использовать. К статьям с ошибками заказчики чаще придираются даже уже и не по делу. За тексты, которые не нужно вычитывать после вас, больше платят. И, что многим иногда важно, быстрее. Многие мои заказчики переводят деньги мне постфактум, но до проверки, потому что доверяют моему качеству.
Если у вас нет времени обратиться к учебнику, можете просто набрать вызвавший затруднение союз/союз/вводное слово/оборот в Google и добавить к нему «запятая», например. В поисковой выдаче наверняка хотя бы одно правило или одна дискуссия на эту тему будет. Я часто так экономил время, «на ходу» изучая русский язык. 5 раз в неделю прочитаешь одно правило, а потом уже волей-неволей запоминаешь.
Не старайтесь писать сложно. С красивыми оборотами нужно ещё суметь справиться. Сложный текст далеко не все воспринимают. В общем, лучше писать кратко и по существу вопроса. Так и меньше риска допустить ошибку.
В любом тексте должно быть введение, содержание и заключение (вывод, подведение итогов). Статьи больше 1000 знаков без пробелов стоит разбивать подзаголовками. Ещё хорошо смотрятся списки, но для маркированных и нумерованных существуют свои правила оформления. Пожалуйста, прочитайте их, они не такие сложные, а половина Рунета их почему-то не знает.
И да. Не делайте длинные абзацы! Но и в крайности не впадайте: текст с абзацами из 1-2 предложений раздражает не меньше, особенно когда его постоянно приходится проматывать. Золотая середина – наше всё.
Сами тексты могут быть очень разными. Небольшой ликбез буквально на первую неделю, что называется.
Статья на главную – это текст-выжимка о компании, её деятельности и её продукции. Вообще обычно новичкам такую работу не дают, но бывает всякое. Если вас попросили, уточните, что конкретно требуется. Ссылки на пару понравившихся статей будут очень кстати.
Статья о компании – текст о фирме, обычно про её историю, успехи, деятельность в настоящем. О поражениях и проблемах не надо, разве что в контексте «у нас было то-то, но мы выстояли и стали ещё круче».
Отзыв на товар – то, что пишется, как правило, разговорным языком. Это единственный текст, за исключением сообщений на форуме, где допускаются, а иногда и приветствуются ошибки. Чем больше напоминает речь обычного человека, тем лучше. Но учтите, что вы можете рекламировать хуёвый товар, и это будет на вашей совести. Я лично вообще отказался от написания отзывов по этой причине. Соглашаться или нет – ваше дело.
Сообщения на форумах – обычные сообщения, как правило, оставляются либо ради рекламы, либо чтобы оживить общение. Перед тем как взять такой заказ, спросите, за что вам будут платить. Это не глупый вопрос: некоторые заказчики дают деньги только за одобренные сообщения, например, с указанием на их сайты. А поскольку на выживших форумах нещадно банят за рекламу, то вы можете убить целый день и ничего не получить.
Описание товара – текст, в котором могут быть технические и просто характеристики товара. Но они часто даются в отдельной таблице. Иногда заказчик не против, чтобы всё это повторялось и в статье, если будет уместно использовано и раскрыто. Под раскрытием я имею в виду не просто упоминание характеристики, а пояснение, что это означает, почему круто, чем может пригодиться покупателю. Но иногда заказчики не хотят, чтобы характеристики дублировались. В таком случае вам надо будет писать всё то, что не указано в такой вот таблице или в списке. И да, иногда текст именно что описывает товар, вплоть до его внешнего вида. А иногда это рассуждения на тему, почему надо купить бесценный зонтик/юбку/посуду/репродукцию. В общем, чтобы не было недоразумений, лучше спросите и попросите показать вам пример того, что хочет заказчик.
Статья на блог – это текст, который пишется так, как будто бы вы общаетесь с читателями. Мне помогало представлять, что я делаю статью для кого-то, кого я знаю, но кто не разбирается в поднимаемой теме. А вот для него надо взять и написать понятно и интересно.
Информационная статья на сайт – это текст, который раскрывает какую-то тему. Специфика зависит от темы. В туристической статье, например, допустимо чуть больше «красивостей», чем в большинстве остальных. В статьях на техническую тему критически важна конкретика. Для юридических текстов нужно владеть не только материалом, но и профессиональным жаргоном. Впрочем, это справедливо для всех статей, где требуются уже узкоспециализированные знания.
Статья на сторонний ресурс для раскрутки сайта или компании – это либо прямая реклама проекта заказчика, либо информационная статья на заданную тему, но со скрытой рекламой ради 1-2 ключей (чаще всего). Например, заказчик – служба такси. Можно написать текст о том, какая это крутая служба. А можно о разных вариантах экономии времени на транспорте (и среди прочего упомянуть как классное решение службу такси).
Собственно говоря, это всё, я не думаю, что новичку по разным видам статей нужно знать что-то ещё. Если заказчику от вас потребуется какая-то специфика, он может сам пояснить, что ему надо.
Ну и я не лез в дебри рекламных текстов.
По поводу ЦА
ЦА или целевая аудитория – это ваши читатели. Вы должны понимать, для кого вы пишите. Вот я сейчас, например, пишу в первую очередь для тех, кто о копирайтинге только слышал или слегка пробовал им заниматься. Поэтому я стараюсь объяснять даже самые очевидные мне вещи.
Некоторые ориентируются на возраст и пол. Честно говоря, я не знаю, что дают эти критерии, потому что в группу от 20 до 40 лет, например, попадает огромное количество самых разных людей. Единственное, что лично я смог понять в плане возраста: для детей надо писать так, как будто бы ты с ними разговариваешь, то есть стараясь быть максимально понятным и доступным, не использовать при этом тяжёлых конструкций и «заумных» слов. Для молодёжи – просто, живо, можно с соответствующим сленгом. Для людей пожилого возраста – максимально доступно по возможности. Для всех остальных, если кроме возраста мне неизвестно ничего, я пишу нейтрально.
А вообще я лично ЦА определяю в первую очередь по сайту, где будет размещена статья, по самой статье, а также по тому, о чём или о ком она пишется. То есть, например, если вы пишите текст о той же службе такси из моего примера, то желательно учитывать и саму компанию, и тему статьи (если вам её дали), и то, где её выложат.
Как учитывать? Постарайтесь представить себе людей, которые будут читать этот текст. Что они хотят увидеть? Зачем они пришли на сайт? Что их обрадует в статье, а что начнёт раздражать?
В первые месяцы у вас может не получаться (и даже скорее всего). Но стараться, на мой взгляд, надо: так вы учитесь. Плюс вы поймёте хотя бы, что раздражает читателей сильнее всего, чтобы избежать, как минимум, грубых ошибок.
Вообще изучение ЦА – это целая наука. Есть маркетинговые исследования, есть много чего. Но, во-первых, они не делаются за день-два, чаще всего. Во-вторых, это точно не для новичков. В-третьих, делайте то, за что вам платят. Кроме того, я считаю, что копирайтер должен учиться понимать ЦА и учиться писать под разных людей. Но проводить исследования – уже немного не его задача, этим занимаются социологи, маркетологи и т. п.
Где искать заказчика?
Фактически, есть несколько вариантов. Я постараюсь коротко пройтись по всем.
Биржи: Etxt, Advego, Техт.ру – это из того, на что я сейчас натыкался чаще всего. Там много заказчиков и копирайтеров. Первые приносят бирже бабки. Угадайте, на сторону кого в случае конфликта встаёт администрация? Расценки очень часто какие-то дикие даже для новичков. Плюс биржа берёт себе процент. А ещё деньги будут долго выводиться. В общем, я не специалист по биржам, но вообще не советовал бы. Да, если заинтересуетесь, на каждую в Сети можно найти отзывы ради интереса.
Отдельная антиреклама – это NeoText. Сейчас она вроде бы совсем умирает, но мало ли, вдруг наткнётесь. Никогда и ни за что. У меня там хорошие знакомые работали, показывали сканы скандалов с администрацией. Это единственная мне известная биржа, где работы копирайтеров воровались. Как? По очень простому принципу: давали заказы, потом отказывались от работы с претензиями на то, что она не так сделана, деньги не выплачивались… А потом текст находили уже размещённым. Круто, правда?
Есть ещё один нехороший проект – это lodon. Я не знаю, возможно, сейчас он исправился. Это не совсем биржа, там заказы дают вроде как сами владельцы, сами же их и проверяют. Но тоже есть форма сдачи статьи. Когда я говорил, что не писал для бирж, я забыл про это чудо, в которое я всё-таки один раз вляпался.
Они и сейчас ищут копирайтеров:
Работа удаленная ПН-ПТ (5 дней в неделю):
- производительность 15 000 символов за рабочий день (3-4 часа) - 2700 руб. в неделю (10800 руб. в месяц).
- производительность 30 000 символов за рабочий день (6-8 часов) - 5400 руб. в неделю (21600 руб. в месяц).
Вот, если кто-то видел. Кстати, раньше у них расценки были повеселее как-то.
Что не так?
Во-первых, все тексты принимают редакторы. А вывод денег на оплату, естественно, только после приёмки. И редакторов у них вечно не хватало. В итоге всё тянулось очень медленно. Кроме того, редакторы никак не могли договориться друг с другом, к чему они придираются. Один мог поставить тебе 5, а другой – 3, потому что ему что-то не понравилось. Причём в претензиях не хватало конкретики: статья недостаточно раскрывает тему. Или «статья негативная». Но у каждого своё понимание таких моментов.
Во-вторых, они просто обожали давать задания по типу: вот ключи, их надо естественно вписать в статью. И ключи так классно соотносились с темой текста, что я прямо не удивился бы, если бы у них был кто-то, отвечавший за максимальную абсурдность.
Впишите, например, незаметно и естественно словосочетание «рецепт борща» в техническую статью про автомобиль. Или «деятельность Ельцина» в статью о Windows 7. И это не должно быть отрицанием или негативом!
А под занавес они мне 3 месяца (!) выдавали честно заработанные 70 долларов. Объясняли это тем, что деньги у них закончились, надо ещё написать, чтобы появились. А я, видите ли, отказывался. И других копирайтеров было почему-то (!) мало, все разбежались.
В общем, нет.
Одна из немногих бирж, которую я могу посоветовать – это Coolwriter. Не из рекламы: у меня младшая двоюродная сестра там недавно начала подрабатывать. Регистрация идёт на телефон (прямо как в Qiwi), надо будет написать мелкое тестовое бесплатно, потом открывается доступ к заказам. Сначала можно брать только по 30-36 рублей за 1000 знаков, после первых 5 статей дают доступ и к заданиям по 40 рублей за 1000. Чтобы сдавать всё на 5, достаточно просто внимательно читать требования к статьям, расписано довольно подробно и с примерами. Выводят деньги на Qiwi и на Webmoney где-то примерно в течении суток. Мне лично эти расценки сейчас маловаты, но новичкам, чтобы набить руку, может пойти как вариант.
Сайты вакансий и агрегаторы – это freelance, weblancer, HH (сам не пользовался, но слышал, что находят работу). Грубо говоря, на таких сайтах заказчики лично размещают разные проекты, вы на них откликаетесь, указываете свои контакты, с вами связываются и дают задание, вы обговариваете условия. В отличие от бирж, тут никто не гарантирует оплату, если только не воспользоваться сервисом «безопасная сделка», но он идёт за процент от всей работы. Плюс с новичками большинство заказчиков на такое не соглашаются.
Вообще подобных сайтов очень много, их просто надо искать. Мне лично с головой хватает freelance, но я знаю, что их больше. Одни заброшенные, другие активные, тут надо лазить и самому смотреть. Доступ к заказам в большинстве случаев платный. Но у freelance это всего 590 рублей в месяц, что по сравнению с другими сайтами не так уж и много. Плюс там можно на первых порах сделать себе портфолио и кидать на него ссылки.
Что же касается сайтов вакансий, то это не фриланс, а удалённая работа. Фактически, вы трудоустраиваетесь, с вами могут оформить трудовой договор, просто работать будете из дома. В общем, тут уже другой разговор. Но бывает, что ищут именно фрилансеров, то есть дают задания без официального оформления и время от времени, а не постоянно. Опять же, надо смотреть и искать.
Форумы и социалки – работу там найти вроде как реально, но, по-моему, тем, кто много сидит и общается. У ВК ещё есть такая возможность: поиск по новостям. Можно там запостить «копирайтер», «ищу копирайтера» и прочие ключевые слова, чтобы увидеть, кого разыскивают. В общем, отыскать заказчика и написать ему. На форумах – откликаетесь на объявления, даёте сами. У меня эти способы лично не выстреливали, но кто знает, вдруг сработает.
Магазины текстов: TextSale. Ну, это единственный яркий представитель этой категории, которого я знаю. Фактически, вы пишите статьи и продаёте их. Я торговал через TextSale, пока мне это не надоело. Чтобы торговать там, надо много писать, причём не на самые популярные темы, но при этом на те, которые всё-таки кого-то интересуют. У меня, например, одно время хорошо шла мебель. Особенно если забросить сразу текстов 20.
Секрет продаж: относительно низкие цены или же высокий рейтинг, много статей на одну тему, как я уже и сказал, регулярный заход и подъём этих текстов (они будут постоянно опускаться по мере того, как в ту же категорию другие копирайтеры станут забрасывать свои работы). Заголовки нужно делать продающими и вписывать туда ключи, чтобы по запросам ваши статьи смогли найти на сайте. Например, купить стулья в гостиную. Ну или что-то в этом роде. Желательно делать уникальные отдельные описания для статей, в которых рассказывается, о чём текст. В общем, на это надо убивать много времени. И продажи там идут странно: могут за 3 дня купить 12, а могут за месяц уныло 2.
Общение с заказчиками
Начать работать можно с биржи, чтобы слегка набить руку. Плюс ваши статьи станут размещать, так что у вас появятся первые выложенные тексты, которые вы сможете кому-то показать. Но, на мой взгляд, нормальное понимание того, что такое фриланс, даёт живое общение с заказчиком. Так вы учитесь разбираться, что им надо.
И тут есть несколько моментов:
1. Не позволяйте на себе ездить. Если заказчик видит, что вы сделали за несколько часов 20 тысяч, не давайте ему всучить вам до завтра ещё 20. Да, даже если вы можете. Нельзя складывать все яйца в одну корзину, нельзя зависеть от одного заказчика. Потому что потом он начнёт диктовать вам условия, а вы будете зависеть от его настроения, капризов, желаний, наличия денег, планов и прочего.
2. Не обесценивайте свою работу. Не говорите, что «ну статья получилась так себе, да, я знаю, что не очень, но я старалась/старался»… Если статья «не очень», сделайте «очень», поправьте, что вам не нравится. Если не знаете, как поправить, ошибок нет, сдавайте. Никто не будет ждать от новичка в первый месяц работы шедевров, к тому же по соответствующим расценкам. А если будет, то это проблема заказчика, а не ваша. И помните: любое принижение собственного труда приведёт к тому, что ошибки и недостатки в вашей статье начнут искать с лупой!
3. Не стесняйтесь задавать вопросы. Вы не телепат и не можете знать, что в голове у заказчика. Если вы что-то не поняли, лучше спросить, чем переписывать бесплатно текст и срывать сроки.
4. Обсудите вопрос денег. Вообще новичку вряд ли будут платить аванс за тестовые и прочее. Но чтобы не кормить тестовыми всяких мошенников, которые их набирают и пропадают, обращайте внимание на то, как давно зарегистрирован заказчик, что о нём известно. Если он на сайте – первый день, а готов давать из контактов только почту, это уже настораживает. Я лично всяким хитрым личностям предлагал схему: давайте я до 2000 знаков напишу текст по вашему ТЗ и сразу его выложу ВКонтакте. Вы мне ничего не платите, но видите, подхожу ли я или нет. Если да, то предоплата за второй текст. Мошенникам это ничего не даст, а с нормальными заказчиками можно будет как-то всё же обговорить вопрос гарантий. Кстати, всякие нечистоплотные типы очень не любят светить своими кошельками и переводить даже символические 5 рублей.
5. Обсудите вопрос скорости проверки, оплаты и графика работы. Многие трудятся только по будням. Кто-то может жить совсем в другом часовом поясе. Некоторые проверяют по 3 дня один мелкий текст. В общем, везде есть свои нюансы.
В остальном же – по ситуации. Я лично, например, договариваюсь об оплате за каждые 20-30 тысяч, потому что понедельная или помесячная – это долго. С заказчиком может что-то случиться, мы с ним способны друг другу надоесть, у него поменяются планы или исчезнет совесть… Чем меньше затягиваний, тем лучше.
Сколько зарабатывает и сколько писать в день
Любимая тема копирайтерских холиваров. Я лично считаю, что для самого новичка нормальным будет заработок от 20 до 40 рублей за ту же 1000. Для себя сейчас нормальным считаю от 80 до 100 (за последний месяц несколько выросло всё). Но очень много коллег в Интернете со мной не согласны. Они говорят о старте с 50 и о заработке от 500 до 1000 рублей за 1000 знаков или вообще просто за статьи, то есть не привязывая себя к знакам.
Мне надоели до смерти срачи на эту тему. Поэтому я просто сообщаю о разных мнениях.
Объёмы: тут тоже мнения колеблются. Кому-то много и 10 тысяч знаков в день. Я считаю, что вполне нормальные тексты реально писать по 30 тысяч в день. В среднем 5 тысяч набирается за 30 минут, ещё 30 минут – это проверка. То есть за 6 часов можно справиться со всем объёмом. Плюс 2 часа – поиск информации на весь объём. Возможно, 3, всё зависит от того, на одну тему статьи или на разную. Ок, ещё час на общение с заказчиком и поиск новых. То есть в итоге 10 часов – не больше, чем обычный рабочий день с дорогой у большинства. И да, это я не беру во внимание лёгкие тексты или рерайт с исходника, когда многое проще.
В общем, на мой взгляд, если есть желание зарабатывать, стоит учиться писать хотя бы этот вот объём, желательно – тысяч 35, на самом деле. Да, помимо общения на форумах и прочее. Но решает каждый сам за себя.
Специально для желающих высказаться про гавнотексты: я 100 раз слышал о том, что многие не верят в возможность написания такого объёма без потери качества. Спасибо, я в курсе вашего мнения.
По поводу того, сколько я лично считаю реальным зарабатывать: ну, на мой взгляд, новичку нормально стабильно выдавать 20 тысяч знаков. Со средним заработком 30 это будет 13 200 в месяц с 22 рабочими днями. Если брать 30 тысяч и 80 рублей, то уже 52800. А если увеличить среднюю нагрузку до 35 тысяч, то получается 61 600. В общем, заработок нетрудно посчитать.
И да, для постоянной загрузки нужно 5-7 заказчиков, которые стабильно будут давать задания. И ещё пара – фоновых. Ну, можно обойтись вообще 1-2, но если кто-то резко исчезнет, у вас будет перерыв и новые поиски. Причём случиться это может реально внезапно.
Платёжные системы
Мне с головой хватает ЯндексДенег, Webmoney и Qiwi. Часто просят карту Сбербанка, но я – из Украины. Однако с карты Сбербанка без проблем переводят на те же ЯндексДеньги. Qiwi завести можно буквально за 15 минут, кстати. Вообще удобная система, но есть свои моменты:
1. Меньше обменников для вывода. Так что регистрироваться в них нужно заранее, потому что первый вывод денег может идти несколько суток, если не повезёт.
2. Для подтверждения вывода денег с Qiwi надо ввести код, который приходит по смс. Удобно, но только когда их система не начинает глючить и не перестаёт присылать сообщения. Я нафиг отключил всё, а лучший системой безопасности лично для себя сделал режим «договариваюсь с заказчиком, что он говорит мне, когда платит – и сразу же вывожу все деньги». Проблем никаких пока не было.
В общем, по-моему, на этом для совсем-совсем новичков – всё. Остальное уже – следующий (хотя бы слегка)