Когда я вспоминаю свое детство и то, что было после него, я удивляюсь, как же так можно было жить без доступной постоянно информации. Взять хотя бы нашу гитарную тему: сейчас в сети можно найти кучу самых разных уроков и видеошкол, а в то время все, что нам было доступно – редкие самоучители и сборники нот в магазинах. Но изменилось ли что-то с тех пор с точки зрения самого обучения игре на гитаре? И да, и нет.
Итак, у нас уже есть гитара и желание учиться на ней играть. Получится ли это сделать, не занимаясь с учителем? Ведь стоит открыть youtube – и на нас посыпятся сотни и тысячи видеоуроков, школ, мастерклассов от самых разных музыкантов. Учись – не хочу! Однако не все так просто.
Во-первых, нужно понимать, что урок или совет (да и вообще любая информация в Интернете!) верен. Раньше, когда самоучители и ноты были доступны только в бумажном виде, их было гораздо меньше: далеко не каждый автор мог оформить свои знания в виде книги, а редакция, которая издавала эти книги, следила за их качеством – ну или хотя бы должна была следить. Но в любом случае, написать учебник игры на гитаре гораздо сложнее, чем снять видеоурок. Сравните: чтобы написать статью вроде этой, мне нужно около часа. А записать то же самое в виде “говорящей головы” на ютюбе можно минут за 10. Больше времени уйдет не на саму информацию, а на ее оформление, монтаж видео и прочее. Большинству людей, зарабатывающих деньги на публикациях в сети, не так важно качество информации, как ее количество. Поэтому сейчас на один действительно полезный урок приходится 10, а то и больше бестолковых и даже вредных. Новичку сложно понять, на какие стоит обратить внимание, а на какие нет.
Во-вторых, даже хорошие видеоуроки игры на гитаре могут быть бесполезными для начинающих. Многие известные музыканты выпускают свои видеошколы и записывают мастерклассы, где рассказывают о своем стиле, особенностях игры и прочем в таком духе. Но они далеко не всегда составляют программу обучения по принципу “от простого к сложному”. Упражнения могут оказаться сложны с самого начала. Застряв на них, новичок потеряет кучу времени и ничему не научится.
Кстати, если вы нашли интересный видеоурок, но что-то в нем кажется сложным, почему бы не написать его автору, благо интернет позволяет не только смотреть, но и общаться? Думаю, музыкант, записавший урок, всегда будет рад помочь советом начинающему гитаристу.
Дальше. Предположим, мы всё-таки нашли хорошую видеошколу и начали по ней учиться. Однако эта видеошкола не может послушать, как мы играем и исправить наши ошибки – а они непременно будут! Очень часто ученик не замечает свои ошибки и не понимает, почему же у него получается так плохо и непохоже на оригинал. Я сам много раз попадался на них: стоит, например, пропустить начало следующей фразы в соло и соединить ее первую ноту с предыдущей фразой, и все соло двигается куда-то не туда. Глубина вибрато и бендов, аппликатуры, глушение, звукоизвлечение, фразировка – это основы хорошей игры, которые новичок, как правило, не знает, не слышит и не понимает, что в них не то.
В четвертых – видеошкола не будет заставлять вас играть занудные гаммы и упражнения. А их надо играть. Есть, кстати, очень хорошие курсы упражнений, например, “Chop Builder” Фрэнка Гамбале. Но не будет же ученик играть эту муть, он ведь сразу хочет “Little Wing”! И получается, что не владея базовой техникой, новичок пытается играть сложные произведения, которые кажутся ему относительно простыми в виде нот. Но эта простота обманчива – не зная мелких технических “фишек” и не умея правильно извлекать ноты (база, о которой я упоминал выше), он, может, и сыграет последовательность звуков, но то не будет музыка, к которой он стремился. А техника нарабатывается в том числе и теми простыми и занудными упражнениями.
И, наконец, в-пятых и в-последних: сами вы не сможете подобрать под себя программу обучения так, чтобы вы действительно учились от простого к сложному. Скорее всего, вы застрянете на одной из знаменитых композиций, которую давно мечтали сыграть, и обучение сойдет на нет. Видеошкола тоже не станет подстраиваться под вас. Правда, некоторые учителя тоже не всегда знают, как правильно подбирать задания для своих учеников. Поиск хорошего учителя гитары – тема, заслуживающая отдельной статьи и, кажется, такая статья уже есть. Но когда вы найдете такого учителя, после пары-другой занятий вы поймете, что идёте в нужную сторону по пути освоения гитары, а не бесцельно кружите на месте. А через годик вы попробуете сыграть ту же “Little Wing” или другую композицию, с которой вы мучились вечерами на кухне, и приятно удивитесь тому, что теперь можете преодолеть те места, о которые споткнулись раньше.
Так нужны ли все эти книги, видеошколы и мастер-классы? Конечно, нужны. Их обязательно стоит смотреть по рекомендациям учителя (это важно!) или же самостоятельно, но уже имея опыт игры на гитаре. Если у вас в репертуаре есть десяток-другой известных композиций, которые вы можете сыграть на “отлично”, если знаете, чем отличаются разные гаммы и пентатоники и как их играть, если правая рука выдерживает пять минут повторяющихся тяжёлых ритмических риффов, а левая без проблем играет 16-е ноты в темпе 100+, то можно самому осваивать приемы известных музыкантов. А до этого стоит уделять больше времени занятиям с преподавателем. Время это точно не пройдет напрасно.
Об этом и обо всём остальном о гитарах и гитаристах читайте на гитарном сайте RoundWound.ru. Наш канал в Дзене ждет вашей подписки! Только так вы можете поддержать проект.