В моем детстве,на угольных разрезах Экибастуза еще была вывозка угля и породы наверх паровой тягой, каждый месяц случались аварии с паровозами, гибли люди, но наверху, по ряду разных причин не торопились переходить на электровозы. Один раз, уже постарше, я напросился к отцу одноклассника на паровоз и проехал с ним из разреза от экскаватора вверх до отвала. Паровоз едет, как спотыкается, тяжелый, он зыбко вихляет на временных путях, помощник выскакивает на ходу, бежит к стрелочному переводу, чтобы самому перевести стрелку. И все это торопливо, с русским ухарством, с желанием заработать лишний рубль на этом дьявольском ремесле. Люди привыкают и не думают, что едут на паровой бомбе чудовищной силы. Вот красноречивая фотография, когда энергия взрыва порвала весь паровоз сразу - одним "концом" ударила в топку, а другим "концом"в дымовую коробку, вырвав там дверь-лючину. Глядя на такие трагические картинки всегда думы о погибшей бригаде. Здесь, почти никогда не оставалось живых. На могиле, к железной пирамидке приваривалась красная рукоять регулятора.