"Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит", - утверждал М.В. Ломоносов. Но для того, чтобы математика приводила в порядок ум, нужно ответственно относиться к созданию учебников. Рассказываю, почему я сомневаюсь в компетентности авторов казахстанского учебника математики для 1 класса.
В учебник математики нашей первоклассницы Виктории введён раздел «Множества. Элементы логики». Первые 3 темы в этом разделе – «Пиктограмма», «Диаграмма» и «Построение пиктограмм и диаграмм». Пролистав учебник в начале года, я усомнилась в необходимости этих тем. Мне показалось, что в программе мало времени уделяется счёту и решению задач, а подобные темы ещё больше сокращают это время. Потом решила, что я недооцениваю важность информации, при помощи которой авторы программы и учебника планируют развивать логику детей. Успокоилась – пусть всё течёт своей чередой. Но спокойное течение жизни сменилось бурными потоками пандемии. Дистанционное обучение превратило меня в домашнюю учительницу своего ребёнка. И вторая неделя нашего домашнего обучения началась с пиктограмм и диаграмм.
С диаграммами я часто сталкивалась в течение жизни. Знания о пиктограммах требовали уточнения.
Стала выполнять с ребёнком задания – вопросов становилось всё больше и больше.
Тема «Пиктограмма» начинается с того, что ученикам сообщают:
«Ты узнаешь: что такое пиктограмма; где используются пиктограммы».
Далее следуют 3 примера в учебнике и 4 задания по этой теме в рабочей тетради. 6 заданий из 7 содержат количественные данные для сравнительного анализа. 7-ое – обо всём понемногу. Я вообще не уверена, что оно имеет отношение к пиктограммам.
В конце параграфа учебника под иконкой «Попробуй» задание: «Найди пиктограммы на улице или дома. Что они обозначают? Сфотографируй или нарисуй их. Расскажи о своих наблюдениях в классе». Прочитав этот параграф, никаких пиктограмм на улице или дома не найдёшь. Хорошо теперь писать учебники. Сформулировали вопрос – и давайте, ученики, узнавайте, где используются пиктограммы.
В связи с карантином на учебном телевизионном канале транслируются уроки в течение 10 минут. Учительница, объясняя эту тему, упомянула, что дорожные знаки и запрещающие и другие условные знаки в магазинах – это тоже пиктограммы.
Возможно, есть методические рекомендации для учителей о том, как объяснять эту тему. А если ученик по какой-либо причине пропустил урок? Или просто отвлёкся на уроке и прослушал пару предложений в объяснении учителя?
Ознакомившись с информацией в учебнике, я сделала выводы, что пиктограмма – это схематичное изображение предметов, при котором каждый предмет должен быть отображён в схеме – рисунком, символом, геометрической фигурой.
На следующем уроке уже проходили тему «Диаграммы». Параграф учебника также начинается фразой: «Ты узнаешь: что такое диаграмма; для чего нужны диаграммы». Затем определение: «Диаграмма – это рисунок из прямоугольников или квадратов, который показывает соотношение данных». Далее 5 заданий в учебнике и 5 в рабочей тетради. Меня смутило, что ни в одном из заданий нет оси с числовыми значениями. Мне казалось, это обязательно для диаграмм. Кроме того, наличие рисунков на диаграммах вызвало сомнение – в чём же тогда разница между пиктограммами и диаграммами?
Сегодня третий урок по этим темам – «Построение диаграмм и пиктограмм». Мои сомнения усилили задания типа «Сравни пиктограмму и диаграмму», «Составь пиктограмму и диаграмму» - по одним данным. «Прочитай пиктограмму и построй диаграмму» - то есть предлагают построить диаграмму на основе данной пиктограммы. И обратное задание: «Прочитай диаграмму. Построй пиктограмму». А у меня всё больше усиливались сомнения. В чём же принципиальная разница между диаграммами и пиктограммами?
Последнее задание вообще шокировало – «Нарисуй пиктограмму и построй диаграмму состава пирога». При этом яблоки и яйца – в штуках, мука и молоко – в чашках, сахар – в миске. По моим представлениям о диаграммах единицы измерения должны быть одинаковыми. Выполнять задание в предложенном детям варианте – то же самое, что попросить сравнить километры с килограммами.
Уложила ребёнка спать и стала разбираться, чем же всё-таки пиктограмма отличается от диаграммы?
Выяснила, что слово «пиктограмма» имеет несколько значений.
Пиктограмма:
1) условный рисунок с изображением каких-либо действий, событий, предметов как древнейшая форма письменности;
2) знак, например, дорожный;
3) иконка, значок;
4) в информатике элемент графического интерфейса пользователя.
5) Пиктограмма – диаграмма, содержащая информацию количественного характера, в которой используется стилизованные рисунки людей и предметов. Число подобных отдельных рисунков представляет количество людей и предметов, о которых идёт речь.
Последнее определение всё расставило на свои места.
Мой мозг не зря сопротивлялся. Пиктограмму нельзя противопоставлять диаграмме, потому что она – разновидность диаграммы.
Задание должно было звучать так: Прочитайте диаграмму-пиктограмму. Постройте на её основе столбчатую диаграмму.
Господа, сначала сами разберитесь, а потом учебники пишите.
Впрочем, диаграммы и пиктограммы – мелочи жизни, когда в учебнике утверждается, что в выражении: х-3=6
х – вычитаемое, а 3 – уменьшаемое.
Как писал М.Ю. Лермонтов: "Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно". Складывается впечатление, что издание учебников - самое коррумпированное место в образовании. Иначе издательства сотрудничали бы с компетентными авторами, а в Министерстве образования и науки проводили бы нормальную экспертизу.
Определения пиктограммы здесь: https://symbols_logos.academic.ru/540/%D0%9F%D0%98%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%9C%D0%90