В жизни великих пророков происходили чудеса, которые не укладываются в наше понимание и воображение. И сегодня мы поговорим о великом и чудесном вознесении пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это событие называется Мирадж.
В священном Коране говорится о Мирадже как о событии, при котором Аллах перенес раба Своего ночью из запретной мечети в Мекке в Иерусалим в мечеть аль-Акса, окрестности которой были благословлены реками и плодами, для того, чтобы тот увидел удивительную мощь Всевышнего.
Вот с чего началось чудесное событие аль- Исра:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) отдыхал в «Аль-Хиджр» - место, между северной стеной Каабы и полукруглой стеной аль- Хатим. Анас ибн Малик передал от Абу Зарра такой хадис Пророка: «Когда я был в Мекке, вдруг раскрылся свод потолка, и спустился Ангел Джибриль. Он вскрыл мне грудь, промыл сердце водой Зам- Зам, а затем принёс золотую посуду, наполненный мудростью и верой, влил содержимое в моё сердце и закрыл грудь». Этот хадис есть в известном сборнике имама Муслима.
После этого к нему привели длинное белое животное по имени «Бурак», размером меньше, чем лошадь, но крупнее осла. Животное описывается как невероятно быстрое, способное за один скачок преодолевать огромное расстояние. Ангел Джибриль (мир ему) велел оседлать Бурака и вместе они отправились в мечеть аль-Акса, расстояние до которой 1200 км.
Пророк Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует ) мчался на Бураке, а звезды освещали его путь в огромной пустыне. Верхом на этом животном Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) доехал до самого Байт-уль-Макдиса, останавливаясь по дороге в Медине для совершения молитвы, а также в местности под названием Мадйан, где растет дерево пророка Мусы (мир ему),
и там Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также совершил намаз. Еще одна остановка по пути была в месте рождения пророка Исы (мир ему), сына Марьям, и там Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует ) также совершил два рака‘ата.
И всякий раз во время остановки Джибриль (мир ему) вопрошал, знает ли Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует ), где он совершает намаз, на что он отвечал, что он не знает, и ангел рассказывал ему, в каком месте они остановились.
По прибытии в иерусалимскую мечеть аль-Акса Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) привязал к кольцу, к которому своих животных привязывали все пророки, своего Бурака, после чего вошел в мечеть и в качестве имама вместе со всеми пророками (мир им) совершил два рака‘ата коллективный намаз.
Когда же он вышел из мечети, Джибриль (мир ему) подошел к нему и предложил выбрать один из двух сосудов, которые держал в руках: в одном из них было молоко, а в другом – вино. Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует ) выбрал тот, в котором молоко, и ангел сказал, что его выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой он будет придерживаться и его община.
ВОЗНЕСЕНИЕ НА НЕБЕСА
Затем Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует ) с ангелом вознесся на первое небо, где спросили Джибриля (мир ему ), кто это с ним и послан ли он. Джибриль(мир ему) назвал Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует ) и ответил, что он уже послан.
И затем врата небесные отворились, и Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует ) увидел Адама (мир ему), который приветствовал его и испросил для него благ у Аллаха.
Затем Пророк Мухаммад( да благословит его Аллах и приветствует) вознесся с ангелом на второе небо, и там ангелу задали те же самые вопросы, и он ответил на них. На каждом из небес происходило так же. На втором небе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приветствовал пророк Иса(Иисус), сын Марьям, и Яхья ибн Закария (мир им), на третьем небе – пророк Юсуф, которому была отдана в дар половина мирской красоты, на четвертом небе Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) увидел Идриса( Еноха) (мир ему), а на пятом его приветствовал Харун. На шестом небе Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует ) встретил Муса(Моисей, мир ему ), а на седьмом небе – Ибрахим (Авраам мир ему), прислоненный спиной к Обитаемому Дому (аль-Бейт аль-Ма‘мур), куда ежедневно заходит сто тысяч ангелов, уже не возвращаясь к нему никогда.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) вознесся к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха) – так была названа местность, являющаяся пределом всего, названная окончанием любого пути, рубеж окончания знания творений и мироздания.
Плоды этого лотоса велики как кувшины Хаджара, местечка близ Медины, листья этого лотоса подобны слоновьим ушам. По словам Джибриля (мир ему), у лотоса крайнего предела текут четыре реки: две скрытые (текущие в раю) и две видимые (Евфрат и Нил).
ВСТРЕЧА С ВСЕВЫШНИМ АЛЛАХОМ, ГОСПОДОМ МИРОВ.
По словам самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует ) , Аллах внушил ему «то, что внушил» - Всевышним было предписано пятьдесят намазов в сутки, после чего Пророк( да благословит его Аллах и приветствует) вернулся к Мусе( мир ему) и рассказал ему об этом. В ответ Муса(мир ему ) посоветовал Пророку(да благословит его Аллах и приветствует ) вернуться к Аллаху и попросить облегчить это предписание, ибо сыны Израиля, не вынесли этого, и умма(община ) Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует ) не вынесет этого. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) возвратился к Всевышнему Аллаху и испросил облегчения для своей уммы, и Аллах убавил до пять молитв, после чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует ) вновь вернулся к Мусе (мир ему) и сообщил об этом, на что Муса (мир ему ) снова посоветовал вернуться и попросить облегчить предписание для уммы (общины ). Так Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует )ходил к Всевышнему несколько раз, пока Аллах не ответил, что за каждую из пяти молитв в сутки он вознаградит десятикратно, а если кто-то задумает совершить благодеяние и не сделает, то за это он запишет одно благодеяние, но если совершит его, то это будет записано за десять. Если же кто-то задумает совершить плохой поступок, но его не сделает, то за ним ничего не будет записано, а если же сделает плохое, то за ним будет записано одно плохое деяние.
Об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует )рассказал Мусе, и Муса (мир ему) вновь посоветовал вернуться к Господу и попросить облегчения, на что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует ) ответил, что возвращался ко Всевышнему до тех пор, пока не почувствовал стыд.
Ночь Вознесения – это великий почет, который был оказан Всевышним только лишь Пророку Мухаммаду(да благословит его Аллах и приветствует): вовремя Ми‘раджа Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) ему были показаны чудеса, которые для разума людей непостижимы, а также показаны воздаяния, которые соответствуют деяниям людей. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)увидел Обитаемый Дом или небесную Аль-Ка‘бу, а также Рай, Ад и Арш и еще многое другое.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОРОКА МУХАММАДА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ) В МЕККУ
Следующим после Ночи Вознесения утром Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует ) рассказал о том, что он видел и где побывал. Эта новость передавалась из уст в уста, и многобожники высмеивали его слова, и даже предложили Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) описать аль-Кудс и окрестности его. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), побывав там, внимания особого на город не обратил, но Аллах показал его взору вид на Аль-Кудс, в результате чего Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) смог детально описать это место. На язвительный вопрос Абу Джахля ибн Хишама, собирается ли Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывать вновь небылицы, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о своем путешествии, и его слушатели усомнились, возможно ли добраться из Мекки в Иерусалим и назад всего за одну ночь. Абу Джахль Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не поверил, ведь для того, чтобы преодолеть огромное расстояние между Иерусалимом и Меккой, надо идти месяц на верблюдах. На это Посланник ( да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что по воле Господа ему удалось совершить такое путешествие. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул, что по дороге он встретил караван, когда возвращался в Мекку, описал его подробно и сказал, что этот караван прибудет на утренней заре в Мекку, и караван действительно в это время прибыл в Мекку.
И тогда многобожники, надеясь вызвать сомнения у Абу Бакра о событиях Мираджа, сообщили ему об этом чуде, на что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал, что готов верить Мухаммаду(да благословит его Аллах и приветствует) и в более невероятных вещах, и за это нарекли Абу Бакра «Сыддиком», за то, что не искал подтверждения сказанному и оправдал Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Мусульмане сразу же поверили в события Мираджа, рассказанные Пророком (да благословит его Аллах и приветствует ), в отличие от его врагов, потому что в душах истинных верующих нет места сомнениям в истинности того, о чем им поведал Посланник Божий. Однако достоверно известно, что некоторые слабой верой мусульмане отреклись от религии. Можно сказать, что случилось это событие, чтобы успокоить и проявить сострадание Посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), испытать неверующих, которые стали еще больше упорствовать, и слабых верой мусульман, вера которых содрогнулась и они отреклись от веры, так и не возвратившись к ней обратно и впоследствии были убиты (при Бадре).
До того, как совершить путешествие в ночь аль-Исра валь-Мирадж, Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует) совершал утром и вечером по два рака‘ата, но после Ночи Вознесения Джибриль (мир ему) научил его намазу и тому времени, когда его следует совершать, так, как это сегодня мы знаем.
МНЕНИЯ УЧЕНЫХ ИСЛАМА О СОБЫТИЯХ АЛЬ-ИСРА ВАЛЬ-МИРАДЖ.
О времени, когда произошел Мирадж, ученые ведут споры, поскольку мнения разделяются следующим образом. Большинство из ученых придерживается точки зрения, что эти события происходили уже после того, как началась пророческая миссия. Однако, и среди представителей этого мнения возникают разногласия по поводу более конкретной датировки.
По мнению Ибн Аль-Джаузи, Мирадж случился за 8 месяцев до переселения в Медину, а по мнению Абу ар-Раби‘ ибн Салима, события Мираджа происходили за 6 месяцев до этого. Есть также мнение Ибн Хазма, который утверждает, что события эти датируются месяцем Раджабом двенадцатого года после того, как началась пророческая миссия, и мнение Ибрахима Аль-Харби, который считает, что Мирадж Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует) случился за год до переселения в месяц раби‘ аль-ахыр. Именно последнее мнение назвал предпочтительным Ибн Абдуль-Барр в книге «Шарх ас-сира», и он же утверждал, что Мирадж случился за один год и два месяца до переселения.
Существуют также и другие мнения, называющие другие даты Мираджа, и это является еще одним подтверждением того, что точная дата так и не установлена.
События Мираджа стали источником большого количества полезных уроков и знаний, которыми впоследствии апеллировали различные ученые.
Первое: Мирадж доказывает пророческую миссию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Во-вторых, само перенесение происходило наяву как душой, так и телом, на что указывают и тексты Корана и Сунны, а также те факты, что путешествие совершалось верхом на животном «Аль-Бурак», и если бы оно совершалось лишь душой, то в верховых животных нужды бы не было.
Всевышний назвал в аяте Пророка(да благословит его Аллах и приветствует ) рабом и указал, что «перенес ночью Своего раба…», а не «перенес душу раба своего». Тот факт, что события Мираджа так активно опровергались язычниками-курайшитами, еще раз доказывает, что это событие не было всего лишь сном.
Упоминание о раскрытии груди Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) перед событиями Мираджа указывает на его подготовку перед таким важным событием, а рассказ о встрече Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) с остальными пророками на небесах указывает на то, что Ислам – религия всех пророков, вероубеждение которых одинаково, хотя различия и существуют в вопросах поклонения.
Тот факт, что именно Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует ) во время намаза при участии остальных пророков (мир им) был руководителем, говорит о том, что Мухаммад(да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим из всех пророков в мире, и в своем вознесении он достиг такой высокой степени, какой никто из пророков не достигал.
Следует обратить внимание и на то, что в данном хадисе указывается на этикет, по которому следует испрашивать разрешения, входя куда-нибудь. А также указывается на то, что и Адам (мир ему) является одним из пророков, ведь он вместе с остальными пророками во время Мираджа Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) находился на небесах.
Тот факт, что мнения относительно датировки Мираджа, так и не сошлись в едином выводе, говорит о том, что Ночь Вознесения человеку выделять для совершения молитв среди других ночей не следует, а также запрещено выделять этот день среди других дней для совершения поста, поскольку в Шариате нет четкого указания на выделение этой ночи и этого дня, в результате чего и появились разногласия относительно датировки Мираджа. Молиться ночью и поститься днем можно, но выделять для этого именно 27 число месяца раджаб не следует.
Мирадж также указывает на важное значение намаза, то есть пятикратной ежедневной молитвы в исламской религии, поскольку это было предписано Аллахом Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует ) и его умме (общине ). Муса (мир ему) поведал Мухаммаду ( да благословит его Аллах и приветствует), что из его общины в рай войдет больше людей, чем из общины Мусы (Моисея, мир ему).
Показателен пример Абу Бакра (да будет доволен им Аллах ) в хадисе, который указывает, что всему, о чем Всевышний сообщает нам в Коране и сообщает его Посланник в Сунне, следует верить истинному верующему, ведь Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) получил свое прозвище «Правдивейший» именно потому, что оправдал Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) перед курайшитами, которые усомнились в словах Пророка(да благословит его Аллах и приветствует).
Аль-исра валь-Мирадж – действительно произошедшее событие перенесения в Иерусалим из Мекки и вознесение на небеса Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует), в которое мусульманам следует верить и извлекать из него уроки.