Интервью с Дашей Харченко - мотоциклистка, единственная в России стант-girl, официальный представитель компании Crazy iron, участница соревнований России и Европы по Стантрайдингу,
каскадер и просто умница и красавица.
- Как случилось, что ты связала свою жизнь с мото, Даш?
Я просто оказалась в нужное время в нужном месте. Возле университета, где я училась, на парковке стояли мотоциклы. Я каждый день проходила и разглядывала их. И в один из дней я набралась смелости и подошла к одному из водителей и познакомилась.
В итоге вышло, что я попала в мото движуху.
Через какое-то время, проснувшись утром я поняла, что хочу свой мотоцикл. И в этот же день 21 июня 2014 года я его и купила.
- Какой мотоцикл был первым?
Это был китайский мотоцикл - ABM Jazz 125 кубиков за 25 тысяч рублей, как сейчас помню.
- Почему именно эта модель?
Это первое, что я увидела на Авито, набрав в поиске «мотоцикл». На тот момент я не знала никаких марок. И в кармане у меня было всего 30 тысяч.
⁃ Как близкие реагировали на твоё увлечение?
Поначалу они переживали за то, что я катаюсь на мотоцикле поздно вечером. На тот момент у меня даже прав не было. Они думали, что мне надоест и, я его продам. Но в итоге осенью того же года я пошла сдавать на права. Родители об этом узнали только тогда, когда подходил срок сдачи экзаменов.
Как только в моей жизни появилось новое увлечение (стантрайдинг), я перестала ездить по городу. Купила машину и возила свой мотоцикл на тренировки. Родители стали меньше переживать. Хотя и сейчас, честно сказать они до сих пор не понимают, зачем мне это нужно...
- Почему именно Стант? Чем влюбил по сравнению с другими направлениями мотоциклизма?
Шёл мой второй сезон, а мне уже надоела бессмысленная езда по городу. На тот момент я ездила на Honda cb 400. Кайфа от покатушек с друзьями я не получала. Почти весь сезон просто стояла на «Стрелке», - это место, где в Санкт-Петербурге все собираются. И вот на одном из мероприятий я увидела, как ребята тренируются и делают невероятные трюки. Сразу начала узнавать об этом спорте. Пока искала в интернете, узнала так же и о других видах мотоспорта. И тут встал выбор: Скорость меня вообще никогда не привлекала, я наоборот её боялась, поэтому из этого списка сразу вычеркнула кольцевые гонки.
Мотокросс - требует очень больших финансов. И им как мне все говорили нужно заниматься с детства. Был выбор между мототриалом и стантрайдингом.
Меня восхищали трюки! Но так как про мототриал я вообще никакой информации не нашла, как я знаю в Санкт-Петербурге есть всего 2-3 райдера, то про стантрайдинг я прочитала очень многое и вдохновилась ещё больше!
- Ты самостоятельно тренируешься или есть тренер-наставник?
Вначале я брала занятия у двух тренеров в Санкт-Петербурге, успеха от этого не было. Потому что невозможно поехать за 10-15 занятий. Многие весь сезон учатся на заднем колесе ездить. А обучение это - не дешевое удовольствие в мотошколе. В итоге я решила купить мотоцикл для станта и тренироваться самостоятельно. Какие-то моменты сейчас мне подсказывают знакомые в интернете.
- Стант - это систематические тяжелейшие физические нагрузки, если не сказать жёстче, а ты - хрупкая и нежная барышня, - где берёшь силы?
Я раньше занималась акробатикой на пилоне, это очень помогло мне в самом начале. А потом на площадке каждый раз - поднимала мотоцикл, закатывала, выкатывала и привыкла. Сейчас это уже для меня как фитнес зал.
- А как восстанавливаешься? Есть какие-то свои фишки/секреты?
Чаще всего я провожу время в сервисе, чем на тренировке. Потому что мотоцикл постоянно требует внимания. Поэтому в те дни, когда его чинят - я отдыхаю от тренировок.
⁃ Были моменты слабости? Когда хотелось все бросить? ⁃ Как справлялась?
Моменты слабости были, но всё бросить никогда не хотела. Иногда было желание взять паузу, чтобы эмоционально отдохнуть. А потом вновь приехать на площадку с чувством огромного желания тренироваться.
- За твоими плечами уже несколько выступлений на соревнованиях в России и Европе, верно? Какой был первым? Помнишь свои эмоции и впечатления?
Первые мои соревнования были в Санкт-Петербурге в 2016 году.
На тот момент я даже на заднем колесе ездить не умела. Поэтому для меня это были даже не соревнования, а так... выступление с двумя трюками. Когда меня спрашивают: «Сколько лет я занимаюсь?» Я не считаю 2016 год, как год в Станте.
Да, у меня был уже подготовленный мотоцикл, я умела делать бернаут и ездить стоя на баке. Но ни о каких тренировках и речи тогда не было. Я просто красовалась. Усиленно тренироваться я начала в 2017 году, когда купила маленький мотоцикл Yamaha tricker 250. На нем в соревнованиях я не участвовала, только выступала. Не хотела снова выезжать на соревнования с двумя трюками. И вот в 2018 году весной были мои первые соревнования, я безумно волновалась, потому что очень долго готовилась к ним. И даже заняла 9 место в маленьком классе. Я была счастлива!
- Есть принципиальное различие между Российскими и заграничными чемпионатами? Какие?
Да, разница конечно есть! Во-первых, это асфальт. На всех Российских соревнованиях и выступлениях, где я бывала асфальт ужасный. Скользкий с плохим зацепом, либо просто неровная площадка, с ямами. Возможно, мне просто не везло.... Но побывав несколько раз в Европе, я была в шоке от того, какой там хороший асфальт. Ровный, зацепистый. Просто сказка! И трюки сразу лучше получались.
Во-вторых, ощутимая разница в уровне подготовки спортсменов. В Европе очень сильные ребята. Соревноваться с ними очень сложно. Смотреть, как они тренируются можно вечно, с открытым ртом. Ну, и, конечно же, самое главное! То, чем грешит наш российский чемпионат по стантрайдингу, - это точная дата соревнований! В Европе она известна за 3-4 месяца, а иногда даже за полгода, в России же, к сожалению, даты переносятся по несколько раз, а иногда и отменяется сам чемпионат.
⁃ Стантрайдинга без падений не бывает? Как у тебя с этим? Часто падаешь?
Мотоцикл падает постоянно, особенно если учу новый трюк. Я реже, - со временем приучаешься спрыгивать на ноги и подальше от мотоцикла.
- Во время выступлений тоже случалось?
На выступлениях я почти никогда не падала, так как катаю то, в чем уверена. А вот на соревнованиях порой въезжала в ограждение.
- Как думаешь, чего не хватало и не хватает для более красивых и техничных выступлений?
Времени! Нужно очень много времени, для того чтобы стабильно делать трюки, которые умеешь и ещё больше времени, чтобы собрать все трюки воедино. Чтобы это смотрелось зрелищно! Трюк за трюком, без пустых проездов.
- Ты постоянно в мужском окружении - это мешает или, напротив, помогает? Как с ребятами- коллегами по стант-цеху общение выстраивается ?
Это помогает расти. Смотрю на ребят, и хочется так же. Люблю тренироваться на площадке с теми, кто катает лучше, чем я! С теми, кто катает хуже - ленишься, очень много раз это замечала.
Коллектив замечательный, особенно в Москве. В Санкт-Петербурге, к сожалению, я катаюсь чаще всего одна.
⁃ В России сезон для тренировок весьма маленький, - как справляешься зимой?
Зимой я тренировалась в Сочи. Там у меня прогресс идёт намного быстрее. Но на данный момент, к сожалению, там случилась проблема с площадкой, где мы тренировались. Надеюсь, она решится!
- Есть мысли уехать в более комфортные условия для круглогодичных тренировок?
Я бы переехала в Сочи. У меня уже были такие мысли. Хоть я и безумно люблю свой город!
- Что мешает?
Мешает страх того, что в Санкт-Петербурге есть всё, к чему я привыкла.
В Сочи пока очень мало мото сервисов, практически нет в наличии запчастей на мотоцикл. Всё под заказ.
- Если была бы возможность уехать сегодня, куда бы направилась?
Я мечтаю побывать в Америке. И потренироваться на одной площадке с ребятами, которые живут там.
- Есть кто-то, кто тебя вдохновляет из мировых райдеров? Чем?
Конечно, это Сара Лезито. Потому что это единственная девушка в Мире, которая ездит на высоком уровне.
- Есть мысли/желания взять тренировки у этих людей, перенять навыки?
Не всегда те, кто хорошо катает - могут хорошо, правильно и доходчиво объяснить. Но мне определено было бы это интересно.
⁃ Годным стантрайдером может стать каждый? Или все же есть возрастная / физическая / другая градация? Как считаешь?
Конечно, очень важно, - сколько лет тренировок у тебя за спиной. Поэтому тех, кто начал тренироваться с самого детства, или в подростковом возрасте - объехать практически нереально.
Так же большую роль играет место жительства. Ребята, которые не слезают с мотоцикла круглый год, растут (в плане трюков) быстрее. Ещё с возрастом появляется страх травмироваться. А восстановление после падений идёт дольше.
- У тебя травмы случались?
Нет, удалось избежать. Ушиб связок только был, - делала дрифт. За день до этого поставила убогую покрышку, и на первом же повороте меня выбросило в хайсайд. Упала на плечо и ушиблась. Восстановила потом – не страшно это. Сейчас дрифт стал моим любимым трюком.
⁃ Что необходимо человеку от черт характера до материальных ресурсов, чтоб достичь хорошего уровня и выступить на соревнованиях?
Конечно, материальная составляющая важна, но я знаю райдеров , которые делают невероятные трюки на старом мопеде, который просто сыпется на глазах. Наверное, это и есть огромное терпение и упорство!
⁃ Сама о тренерстве ни думаешь? Не сейчас, возможно, позже? Открыть женскую школу Стантрайдинга, к примеру? Ниша не занята - конкуренции нет.
Я думаю, что мотошкола специализированная только на обучении станту - это слишком узкое направление в России. Стант мотоциклы то продаются тяжело, а чего уж говорить о занятиях. Для людей в России это дорогой спорт. Но мысли создать мотошколу у меня всё таки были. Но как только я сама поработала инструктором - идея сразу отпала. Где-то год я работала одновременно инструктором и администратором мотошколы. Поэтому ощутила не себе все самые плохие стороны в этом бизнесе. Во-первых, это сезонность работы. Во-вторых, надо этим жить. Надо отдавать всё свободное время мотошколе. Это должно стать любимым делом. Я пока к этому не готова.
- Total Розовый цвет - это личный выбор по жизни или уже больше иммиджевый элемент?
В обычной жизни я вообще не ношу розовые вещи. У меня вроде есть всего пару кофт этого цвета. Но на мотоцикле мне безумно нравится, как розовый цвет смотрится! Ну и конечно мотоцикл сразу становится узнаваемым. Хочу ещё машину в розовый покрасить.
⁃ Твоя не совсем «женская деятельность» и образ жизни как-то отражается в отношениях с близким человеком?
Совершенно нет. Я в жизни обычная девочка. При знакомстве с новыми людьми, многие даже не подозревают, чем я занимаюсь, а я сама и не стану рассказывать. А так по большей части моё окружение - это мотоциклисты и мотоциклистки, поэтому сложностей никогда не возникало.
⁃ Какие прогнозы, на твой взгляд, у Российского Стантрайдинга?
Это трудный вопрос, потому что этот год был не лучший для нас.
Во-первых, потому что погиб человек, единственный, мне кажется, в России, который действительно очень горел этой идеей - развивать стантрайдинг в России.
Во-вторых, в этом году не было ни одного чемпионата России по стантрайдингу.
Ну, и в - третьих, закрыли площадку, где все стантрайдеры тренировались зимой. Хочется надеяться на лучшее!
⁃ Что необходимо нашим спортсменам, чтобы выходить на соревнования мирового уровня и стабильно занимать призовые места?
Мне кажется, не хватает спонсорства. Не было бы проблем с финансовой составляющей - российские райдеры покупали бы хорошую резину, а не собирали бы б/у - шные колёса по помойкам. Мотоцикл подготовлен был бы качественнее, и времени было бы больше на тренировки. Ведь многие не могут себе позволить даже съездить в Европу и потренироваться там с ребятами, чей уровень выше, чтобы получить огромный опыт!
В России практически нет нормальных бесплатных площадок, чтобы тренироваться. А с общественных типо парковок или кусков «ничейного» асфальта выгоняют постоянно. Все эти составляющие очень важны!
- А в свой адрес? Что нужно усилить, а что отсечь, чтоб результаты на соревнованиях и тренировках, прежде всего, тебя устраивали?
Надо больше тренироваться. Не катать то, что я уже умею, а постоянно учить новые трюки. Это морально тяжело себя заставить делать.
- Есть трюк, так называемый «единорог»? Который хотелось бы исполнить, но пока он кажется недосягаемым?
Есть. Очень хотела бы сделать трюк - стойка на голове на мотоцикле в движении.
- Даш, у тебя скоро день рождения, верно? Наверняка же любишь подарки? Какие? Чем можно было бы тебя действительно удивить и порадовать?
Да, у меня день рождение будет 9 октября. Мне исполнится 24 года.
Я люблю полезные подарки и сама стараюсь дарить то, что человеку обязательно пригодится.
Пару лет назад друг мне подарил набор шестигранников, это были мои первые инструменты, мне кажется, я никогда ещё так не радовалась!
⁃ А мечта же есть? Поделишься?
Моя мечта – это, наверное, побывать в Америке. Познакомиться с стантрайдерами, потренироваться с ними хотя бы один день.
⁃ Вообще, строишь планы? Какая ближайшая цель? И какие долгосрочные амбиции?
Ближайшая цель, она всегда одна: учить новые и новые трюки. А так, конечно бы, очень хотелось зайти в ТОП 15 на соревнованиях.
- Счастье для тебя – это…?
Это когда глаза горят у человека и, не важно, чем он занимается. Счастье - это заниматься любимым делом.
- Каждую ночь перед сном нужно задавать себе простенький вопрос – какой?
«Что я завтра могу сделать лучше?»
- Просыпаться и…?
Вставать и делать!
Беседовала: Лариса Бутырина
Мотошкола Motoleon.ru