Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

Бедный Йокиш! Судьба империи «суконного короля» в Головине (фабрика им. Петра Алексеева)

Оглавление

Усадьба Михалково, о которой сегодня пойдет речь, состоит как бы из двух миров. Один - мир дворян и барской жизни, полной неги и роскоши.

Другой – полная ему противоположность. Мир фабрик, рабочих, тяжелого труда.

О том, что можно посмотреть в усадьбе Дашковых-Паниных «Михалково», авторство которой приписывают Баженову, читайте в посте «Царицыно в миниатюре» - как сегодня выглядит усадьба Михалково
Усадьба Михалково
Усадьба Михалково

Сегодня же речь пойдет о том, какие перемены ждали Михалково во времена становления капитализма в России.

После смерти своих знаменитых владельцев усадьба постепенно приходит в упадок, и в 1803 году ее выкупает купец Дмитрий Ефимович Грачев – представитель второго поколения знаменитой «ситцевой династии» из Иваново.

При нем бывшая загородная резиденция нескольких дворянских родов превратилась в рабочий поселок.

Так как основные «активы» Грачевых находились в Иваново, фактическое руководство целиком перешло к аккуратному и дисциплинированному управляющему – обрусевшему немцу Вильгельму Августу Йокишу.

В. И. Йокиш, управляющий ситцевой мануфактурой Грачевых в Михалково
В. И. Йокиш, управляющий ситцевой мануфактурой Грачевых в Михалково

Василий Иванович (так Йокиша звали в России) был потомственным суконщиком из прусского города Мейзериц, так что постепенно он убедил владельцев фабрики переориентировать производство на обработку более доходного сукна. А впоследствии полностью выкупил мануфактуру у Грачевых.

Сначала это была лишь небольшая красильная мастерская, но уже 3 года спустя Йокиш получает серебряную медаль за свою продукцию на Московской выставке мануфактурных изделий.

Постепенно фабрика становится, выражаясь современными экономическими терминами, производством полного цикла: прядильным, ткацким и сукноотделочным.

Фабричные корпуса Товарищества суконной мануфактуры "Йокиш" в Михалково
Фабричные корпуса Товарищества суконной мануфактуры "Йокиш" в Михалково

Помимо «гражданских» видов шерстяной материи, вроде драпа, кашемира, трико, твида и бильярдного сукна, на фабрике производятся различные виды солдатского и офицерского сукна для армии, «по госзаказу».

На производстве установлено 84 ткацких станка, работают 600 человек, причем Йокиш использует исключительно вольнонаемный труд (напомним, все это происходит до отмены крепостного права).

Бывший немец-управляющий упорным трудом превратил себя в «суконного короля», владельца одного из крупнейших шерстоотделочных предприятий Московского уезда.

Дом директора В. И. Йокиша, архитектор Д. Сухов, конец 19-начало 20 в.
Дом директора В. И. Йокиша, архитектор Д. Сухов, конец 19-начало 20 в.

Большое внимание Йокиш уделял социальной инфраструктуре. Помимо жилых корпусов для работников, он строит на территории рабочего поселка больницу, аптеку, родильный приют, магазин, баню, прачечную, школу, библиотеку и даже театр.

Василий Иванович бережно относился к приобретенной им усадьбе Михалково, реставрировал ее полуразрушенные фрагменты за свой счет. При нем производство никогда не располагалось в исторических усадебных строениях.

В некотором удалении от баженовского комплекса для фабрики были выстроены специальные корпуса, а для себя и своей семьи владелец построил отдельный дом на окраине парка. Этот дом сохранился.

Йокишу повезло – он умер в почтенном 77-летнем возрасте, оставив своим восьмерым детям процветающее предприятие.

А вот наследникам пришлось стать свидетелями национализации, в результате которой Товарищество суконной мануфактуры «Йокиш» превратилось в Московскую тонкосуконную фабрику имени Петра Алексеева.

При этом сам рабочий-революционер, хотя и успел поработать в юные годы на текстильных предприятиях, конкретно к фабрике в Михалкове никакого отношения не имел.

Знаменит на всю страну и прославлен государственной пропагандой он был благодаря своей речи обвиняемого на суде по «Процессу 50-ти».

«Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденного солдатскими штыками, разлетится в прах».

Хлесткие образные фразы его выступления включались в школьные учебники советского времени.

Жилые корпуса для рабочих фабрики им. Петра Алексеева, построенные в 20 в. Совсем недавно их отремонтировали и привели в порядок.
Жилые корпуса для рабочих фабрики им. Петра Алексеева, построенные в 20 в. Совсем недавно их отремонтировали и привели в порядок.

В 2011 году фабрика была признана банкротом и судьба производственного комплекса с тех пор стоит под вопросом.

А ведь это - яркий пример индустриальной архитектуры второй половины 19 века.

Среди архитекторов, работавших над ним:

  • Александр Каминский, зять основателя Третьяковской галереи и автор ее первого здания, главный архитектор Московского купеческого общества,
  • Дмитрий Сухов, впоследствии главный архитектор-реставратор Московского Кремля,
  • Максим Гепперенер, возглавлявший в конце 19 века строительство коммунальных служб города,
  • Мечеслав Пиотрович, один из самых востребованных в столице строителей доходных домов.

Часть строений фабрики им. Петра Алексеева была снесена с целью строительства нового жилого и офисного комплекса.

Сейчас новое и старое сосуществуют рядом – стены современного квартала из стекла и бетона упираются в грязные фабричные дворы, где еще можно увидеть остатки промышленной архитектуры прошлых эпох.

❓ Как долго продлится этот «симбиоз» и кто в нем одержит победу? Ответ, мне кажется, почти очевиден.

Было интересно? Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Также читайте:

👉 «Царицыно в миниатюре» - как сегодня выглядит усадьба Михалково