Социальная структура увековечивает неравенство, тем самым вызывая предотвратимые страдания. Изучая структурное насилие, мы изучаем способы, которыми социальные структуры (экономические, политические, медицинские и правовые системы) могут оказывать непропорционально негативное воздействие на конкретные группы и сообщества.
Концепция структурного насилия дает нам возможность рассмотреть, как и в каких формах происходят эти негативные последствия, а также что можно сделать для уменьшения такого вреда.
Происхождение
Термин "структурное насилие" был придуман норвежским социологом Йоханом Гультангом. В своей статье 1969 года “Насилие, мир и исследование мира” Гультанг утверждал, что структурное насилие объясняет негативную силу социальных институтов и систем социальной организации среди маргинализированных общин.
Важно отличать концепцию насилия Гультанга от физического насилия во время войн или преступлений. Гультанг определил структурное насилие как первопричину различий между потенциальной реальностью людей и их реальными обстоятельствами. Например, потенциальная ожидаемая продолжительность жизни среди населения в целом может быть значительно больше, чем фактическая ожидаемая продолжительность жизни членов неблагополучных групп, что обусловлено такими факторами, как расизм, экономическое неравенство или сексизм. В этом примере несоответствие между потенциальной и фактической ожидаемой продолжительностью жизни является результатом структурного насилия.
Значение структурного насилия
Структурное насилие позволяет проводить более детальный анализ социальных, культурных, политических, экономических и исторических сил, формирующих неравенство и страдания. Это дает возможность серьезно рассмотреть роль различных видов маргинализации – таких, как сексизм, расизм, аблеизм, эйджизм, гомофобия и/или нищета – в создании жизненного опыта, который в корне менее равноправен. Структурное насилие помогает объяснить многочисленные и часто пересекающиеся силы, которые создают и увековечивают неравенство на многих уровнях, как для отдельных людей, так и для общин.
Структурное насилие также подчеркивает исторические корни современного неравенства. Несправедливость и страдания нашего времени часто разворачиваются в рамках более широкой истории маргинализации, и эта структура обеспечивает критический контекст для понимания настоящего с точки зрения его связи с прошлым. Например, маргинализация в постколониальных странах часто тесно связана с их колониальной историей, точно так же, как неравенство в США должно рассматриваться в отношении сложных историй рабства, иммиграции и политики.
Структурное насилие и здоровье
Сегодня понятие структурного насилия широко используется в области общественного здравоохранения, медицинской антропологии и глобального здравоохранения. Структурное насилие особенно полезно для изучения страданий и неравенства в сфере здравоохранения. В нем освещаются сложные и дублирующие друг друга факторы, влияющие на результаты в области здравоохранения, например в случае диспропорций в области здоровья (или неравенства) между различными расовыми или этническими общинами в США или других странах.
Исследования Пола Фармера, его письменные и прикладные работы в области глобального здравоохранения привлекли значительное внимание к концепции структурного насилия. Антрополог и врач, доктор Фармер работал в этой области на протяжении десятилетий, используя объектив структурного насилия, чтобы показать связь между огромными различиями в накоплении богатства и связанными с этим различиями в здравоохранении и результатах во всем мире. Его работа возникает на стыке общественного здравоохранения и прав человека, и он является профессором Университета Колокотрона по глобальному здравоохранению и социальной медицине в Гарвардском университете.
Д-р Фармер является одним из основателей Международной организации "Партнеры в здравоохранении", которая стремится улучшить предотвратимые негативные последствия для здоровья в неблагополучных – и непропорционально больных – общинах. Почему именно в некоторых из самых бедных стран мира есть еще и самые больные? Ответ - это структурное насилие. Фермер и партнеры в области здравоохранения начали работать на Гаити в середине 1980-х годов, но с тех пор организация расширилась до нескольких объектов и проектов по всему миру. Проекты, связанные со структурным насилием и здоровьем, включают в себя:
- Последствия землетрясения 2010 года на Гаити
- Эпидемии туберкулеза в российских тюрьмах
- Восстановление системы здравоохранения Руанды после геноцида 1994 года
- Мероприятия по борьбе с ВИЧ / СПИДом в Гаити и Лесото
- Структурное насилие в антропологии
Многие культурные и медицинские антропологи находятся под влиянием теории структурного насилия. Ключевыми антропологическими текстами по структурному насилию и здоровью являются:
- Патологии власти: здоровье, права человека и новая война с бедными (Пол Фармер)
- Смерть без слез: насилие повседневной жизни в Бразилии (Нэнси Шепер-Хьюз)
- Свежие фрукты, сломанные тела: мигранты-фермеры в Соединенных Штатах (Сет Холмс)
- В поисках уважения: продажа крэка в Эль-Баррио (Филипп Бургуа)
Структурное насилие особенно заметно в медицинской антропологии, включая антропологию глобального здравоохранения. Он был использован для анализа различных тем, включая, но не ограничиваясь ими, злоупотребление психоактивными веществами, здоровье мигрантов, детскую смертность, здоровье женщин и инфекционные заболевания.