Найти в Дзене
MADAME CRITIQUE

Как арт-критики смотрят кино?

Небольшие предисловия – это заминки, которые читатель должен простить автору, который сейчас самонадеянно так полагает.

Показ этого фильма сам по себе уже является какой-то странной историей.

Кадр из фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013г.
Кадр из фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013г.

В городе, где нет метро, но есть огромные расстояния между точкой А и точкой Б, наполненные железнодорожными переездами, пропускающими вагонетки с углем или шлаками, индустриальными полу-развалившимися, соскучившимися по советской тоталитарной сильной руке объектами стратегического назначения и терриконами, в старом бараке постройки, а точнее сбора на скорую руку годов, наверное 20-30-х еще находится галерея.

Опять же, как галерея. В этом городе есть уже присутствующий во всех уважаемых медиа-ресурсах Центр современного искусства, такой же фиктивный и ненастоящий, хотя как же ненастощий, заменим на неискренний, - в общем, совершенный симулякр, как и все, связанное с областью предведений, предчувствий, культуры и искусства. А вот конкретно про эту галерею нигде и ничего не сказано. И название у нее странное. И люди туда не ходят.

Мэл Бохнер. Рабочие зарисовки и другие видимые вещи на бумаге, которые не обязательно рассматривать как искусство. 1966. Четыре идентичные папки с вкладышами. © Mel Bochner. Фото: melbochner.net
Мэл Бохнер. Рабочие зарисовки и другие видимые вещи на бумаге, которые не обязательно рассматривать как искусство. 1966. Четыре идентичные папки с вкладышами. © Mel Bochner. Фото: melbochner.net

Но про людей – это совершенно уж другая история. История шизоанализа городской среды этого депрессивного региона. В эту галерею можно попасть только по звонку. И творится в ней что-то неладное.

Мне позвонили. Оттуда. Сам он – галерист. И пригласил на показ "Делириума". Я все никак не могла доехать из точки А в точку Б. Собралась, вроде бы. Но не могла выйти из дома. Так бывает. Путаешься в рукавах пальто, не можешь нащупать ключи в своей руке, почему-то натягиваешь правый сапог на левую ногу. Вышла уже за 10 минут до начала показа, заявленного в закрытой группе, но теперь такси никак не хотело ехать. Пришлось заскакивать в жужжащий автобус. Мы медленно плелись через несколько десятков спальных районов. Водитель ненароком забыл маршрут и повернул в другом месте. Но мне было уже все равно. Я безнадежно опаздывала.

Через несколько кварталов мне предстояла пересадка на другой транспорт. Прошел еще час. И добрая сотня минут после начала показа. В темной комнате, куда я вывалилась из холодного города, был неожиданный аншлаг.

Постер фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013
Постер фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013

Это произошло ни фестивальным солнечным одесским днем, ни осенним киевским, ни где-то в Багдаде, это случилось даже ни в самом старом кинотеатре Украины, в Первой столице или где-то под сводами львовского "Палаца мыстецтв", соседствующим с домом самого режиссёра. И в темной комнате до конца фильма остались только я, незнакомый молодой человек унылого пост-апокалиптичного вида в черной дутой куртке из Китая и спящий непризнанный гений Шаталов, изредка причмокивавший во время фильма во сне.

Идеальная атмосфера угнетения, тишины и темноты. Когда встать нет возможности и остановить СО-БЫТИЕ ты не можешь и каждая минута тянется дольше, чем вечность... и каждая минута, как последняя.

Фильм закончился. Начались громкие и пустые обсуждения, где присутствовавшие соревновались в кичливости и тщеславии. Они тешились своим безмерно высоким интеллектом, существующим, опять же, только в воображении. Тут мне снова стало подташнивать. Бред, ну какой бред. Делириум.

Теперь о самом фильме.

Игорь Подольчак. Фото с сайта kino-teatr.ua
Игорь Подольчак. Фото с сайта kino-teatr.ua

Режисер-создатель, он же Творец, он же Игорь Подольчак редко дает интервью, не ведет соцсети. И чем он сейчас занимается, узнать сложно. Однако, когда вы читаете его редкие медиа-сообщения, которые еще надо поискать в архивах, становится предельно ясно, что это за человек, и чего хочет.

Вот достойная цитата из культового журнала "ШО".

"Кино-критика - это культура рефлексии. Могу вам порекомендовать книгу "КИНО" Делёза. Я рекомендую многим эту фундаментальную работу про кино, которая написана философом. Впечатляет, что Делёз вспоминает, описывает и анализирует невероятное количество фильмов. И, надо сказать, большинство из них я не смотрел.

— Я скажу больше: Дюрич (креативный продюсер фильмов Подольчака, художник, со-основатель Фонда Мазоха), читая Делёза, как-то нашёл ссылку на такой-то момент из такого-то фильма, и, будучи очень педантичным, отыскал этот самый фильм, пересмотрел его и выяснил, что Делёз имел ввиду двухсекундный момент.

Игорь Дюрер и Игорь Подольчак, архивное фото "Фонда Мазоха"
Игорь Дюрер и Игорь Подольчак, архивное фото "Фонда Мазоха"

Но вопрос в другом: сейчас можно все узнать из интернета, а каким образом тогда, в 60х, когда писалась эта книга, могло быть отсмотрено, отрефлексировано, проанализировано и разложено по полочкам такое количество фильмов?! Несомненно, он пересматривал кино не пару лет, он занимался этим всю жизнь. Я думаю, что кино для него было неким объектом для философских рассуждений. На его месте я поступил бы таким образом, и думаю, он исходил из этой же логики: если я размышляю о мире, то я обращаюсь к тому виду искусства, который его отражает в современном, прошлом или вневременном измерении, к наиболее синтетическому (сингулярному - прим. моё) виду. Думаю, кино интересовало его, как философа.

"Вы видите?" Кадр из фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013
"Вы видите?" Кадр из фильма "Делириум", реж. Игорь Подольчак, 2013

А потом, по мере набора материала для философских размышлений, скорее всего, и получилась эта книга. Наверное, он зовсем и не собирался писать о кино. Он рассуждал о мире, а поскольку кино, с его точки зрения, было наиболее (наименее) адекватным языком, который описывает этот мир, он к нему обратился. Такая, мне кажется, система возникновения этой монографии… У меня был такое полу-шутливое сожаление, что Делёз не дожил до Las Meninas. Теперь у меня такая же скорбь по поводу Delirium. Потому как такого уровня рефлексии у современных критиков или философов я не вижу. С этим теперь «туго». - мой авторский перевод с украинского отрывка беседы Подольчака с журналистом из "ШО".

Рауль Хаусманн. Арт критик, 1920
Рауль Хаусманн. Арт критик, 1920
Если вы такой же любитель философии Делёза и эстетического кино, читайте дальше:
Философ, который не стриг ногти, жил на прида́ное жены и построил целую теорию «назло» Фрейду
Транскрипция бреда. Расшифровать алфавит самого эстетского кино в истории Украины (в процессе написания)
ПУТЕШЕСТВУЙ, КАК ФИЛОСОФ или поездки во время пандемии