Режиссура не для масс, а для нас.
Несомненно, хороших режиссеров очень много, даже в России, как бы ни хаяли отечественное кино люди, которые дальше «Горько!» ничего не смотрели. Звягинцев, Быков, Сокуров, Муратова, Герман-младший, Балагов, Хант,- и это еще малая часть достойных российских киноделов. Но чтобы в полной мере ощутить отличие режиссера элитарной культуры от режиссера культуры массовой, я решила взять человека, который непосредственно связан с двумя мирами: театром и кино. Человеком этим стал Кирилл Серебренников.
Из лаборатории на сцену.
Биография Кирилла Семеновича как будто бы нам знакома и не знакома одновременно. Для людей творческого круга это явление очень часто характерно: был каким-нибудь математиком- стал актером. В случае с Серебренниковым сценарий похожий.
Родился в Ростове-на-Дону в 1969 году в семье папы-врача и мамы-библиотекаря. В школе занимался маленькими постановками, а после выпуска поступил в институт на физический факультет. Потом понял, что не совсем этого ждет от своей жизни и пошел «искать себя». Попробовал ставить спектакли в Ростовском театре, работать на местном телевидении, но быстро из этого вырос. Ищущий большую публику и сцену, он перебрался в Москву, успел посотрудничать с телеканалом «Культура», если бы не переворотный момент.
Точка отсчета.
В 2008 году Кириллу Серебренникову предлагают набрать свой актерский курс в школе-студии МХАТ, на что он без долгих раздумий соглашается. Как сейчас вспоминают мастера школы и сами однокурсники: «Он перевернул систему обучения» -Александр Горчилин.
Из воспоминаний:
«Я три года не мог поступить в институт, меня не брали. Потому что у меня голова-лампочка, потому что я маленького роста. До Кирилла Семеновича у меня было такое ощущение, что театральный институт- это инкубатор по выпуску новых, иногда под копирку, людей» - Никита Кукушкин.
«Мы все какие-то были неотесанные, некоторые из нас до сих пор заикаются, хотя это всегда считают профессиональной непригодностью» - Филипп Авдеев.
И действительно. То, что «позволял» себе Серебренников в школе-студии сначала повергало всех в шок. Но постепенно люди осознавали, что его подход к обучению на самом деле более современен и эффективен. Во многом благодаря этому школа-студия МХАТ сегодня считается самым современным институтом из золотой пятерки Щепка-Щука-ВГИК-МХАТ-ГИТИС, который перестал зацикливаться на одной только классике.
Что конкретно Кирилл Серебренников считал неотъемлемой частью обучения:
1. Знание нотной грамоты (все его ученики умеют играть на музыкальных инструментах, а во время студенчества писали свои арии, оперы и изучали сольфеджио)
2. Создание сплоченного коллектива, единого организма
3. Эстетизация индивидуальных особенностей каждого студента
А что дальше?
Кирилл Серебренников набрал и выпустил один из самых уникальных курсов школы-студии МХАТ. Он смог создать не коллектив, а единый организм. «Седьмая студия» (так они назывались и называются) работала вместе, и никто из учеников не представлял работы вне команды.
Поэтому по общей инициативе создается целое творческое объединение, и о Седьмой студии в театральном кругу знает каждый второй.
В 2012 году на средства Министерства культуры РФ создается Гоголь-Центр. Это новый экспериментальный театр в Москве, который отходит от классических театральных канонов (от игры актеров до дизайнерского оформления). Основную часть труппы составляют те самые студенты Седьмой студии, а художественным руководителем становится Кирилл Семенович Серебренников.
Репертуар.
Сегодня репертуар насчитывает 56 спектаклей, 25 из которых полностью поставлено и сыграно Серебренниковым и актерами Седьмой студии.
Каждый из них- это настоящий прорыв в мире театра. Режиссер исключает барьер между зрителем и сценой, да и сцены как такой в Гоголь-центре нет.
Кирилл Серебренников ставит пьесы по мотивам современных произведений (например, «Отморозки») или переносит старые (например, «Сон в летнюю ночь») на наше время. Все постановки Седьмой студии так или иначе обладают большой силой, затрагивают оппозиционные и демократические настроения.
Например, самый первый и самый популярный по сей день спектакль коллектива- «Отморозки». Это постановка по произведениям одного из самых ярких писателей современности Захара Прилепина. Молодые люди, выросшие в «лихих» 90-х впервые сталкиваются с дружбой, любовью, предательством, политикой, системой и смертью. Это очень яркий пример описания репертуара в целом, поскольку в одних только «Отморозках» затрагиваются все сферы нашей жизни.
Испытание на прочность.
Кирилл Серебренников создал самую сильную и талантливую современную труппу- это факт. Но препятствия всегда были, есть и будут надежнейшим идентификатором прочности.
Все мы прекрасно знаем, что весной 2017 года на Серебренникова завели уголовное дело по факту хищения 200 миллионов из бюджета. Все мы прекрасно знали и знаем, что никакой речи о виновности режиссера идти не может. Об этом можно рассуждать бесконечно долго, но лучше вспомним о театре.
Весна. 2017 год. В Петербурге во всю идут съемки фильма «Лето» Серебренникова. В начале очередного съемочного дня люди на площадке узнают страшную новость. И у всех без исключения в головах вопрос: «А что дальше?»
А дальше раскрывается сущность того самого «воспитания» Седьмой студии и ее коллег. Почти два года Гоголь-центр существует без художественного руководителя, и при этом посещаемость на спектаклях только возрастает. Более того, фильм «Лето» снимается дальше без режиссера и регулируется только его записочками, переданными через адвоката. В Центре ставятся новые спектакли, постановщиками выступают ученики Серебренникова- Никита Кукушкин, Александр Горчилин и Филипп Авдеев.
То, что на протяжении 9 лет строил Кирилл Семенович, дало свои плоды.
Дело «Седьмой студии» только в очередной раз всем доказало, что труппа- это сплошное воплощение демократии, и она может существовать без управляющей сверху руки.
Второй мир: кино.
Фильмография Мэтра довольно широкая и включает в себя около 23 фильмов, но снимать картины с высокой оценкой критикой и зрителей Серебренникову удается с недавних пор.
Наиболее успешные его картины- «Лето», «Изображая жертву», «Хардкор» и «Ученик». О нем-то мы и поговорим.
Другим наука.
«Ученик» в очередной раз нам доказывает: Кирилл Серебренников талантлив и продуктивен. За той актуальностью, которую он дарует миру, публика и ломится в «Гоголь-центр». Именно там впервые была поставлена пьеса Мариуса фон Майенбурга «(М)ученик», перенесенная на российскую реальность. Названный же фильм- киноверсия этого спектакля.
Школьник, выросший с матерью одиночкой и толком не знавший отца, увлекается религией. Приняв на себя миссию супермена, которому предначертано спасти весь мир, он не расстается с Библией. Герой не только читает ее от корки до корки, но и принуждает к этому окружающих, тем самым вступая в мощное противодействие людям.
Фильм прямолинеен, это своего рода наглядная демонстрация всех опасностей религии. Это картина о фанатизме и «оскорблении чувств верующих», но еще- о современной системе образования, о лицемерии и тоталитаризме. «Ученик» (снятый без поддержки государства) - стопроцентно политическая картина, хотя бы поэтому можно вспомнить о судебном деле «Седьмой студии» и состыковать все факты, указывающие на виновность тех или иных лиц.
Жирная черта.
Итак, Кирилл Серебренников. Безумно талантливая личность из мира театра и кино. Своим примером он показывает, что мало быть хорошим режиссером или сценаристом. Прежде всего, нужно быть хорошим человеком.
Серебренников перевернул систему театрального обучения: набрал «неотесанный» курс с заиками и иностранцами, отвратительно говорящими по-русски; ввел новые методы обучения искусству; создал слаженный коллектив, который сохранился и после выпуска.
Режиссер не только не боится открыто высказываться о каких-либо политических провалах, но и делает это на сцене «Гоголь-центра» посредством символов и образов.
В этом гениальность Серебренникова-в талантливости, демократичности и открытости новому.