Читаем Евангелие: «Отвергнись себя, возьми крест свой и иди за мной». Что значит «отвергнуться себя»? Отвергнуть свои пристрастия, свои желания, свое тщеславие, свою любовь к самому себе. И ради других, пожертвовав этим, взять крест Христов – те сложности жизни, которые перед нами; ту борьбу со страстями, с грехами своими, которую каждый христианин ведет, и это есть мука, потому что борьба со своими страстями – мука, крест настоящий, взять крест, который Господь дает иногда в виде болезней, каких-то неприятностей, взять его спокойно, без ропота на Бога, а сказать: значит, я так заслужил, значит, так надо, и я должен понести этот крест, потому что он для меня спасителен.
Взять этот крест и нести за Христом на Голгофу. Вот тогда я – христианин.
Мы очень часто отказываемся от несения своего креста, потому что больше любим себя — более, чем Слово Божие, более, чем самого Господа.
Вот Он сказал, что первая заповедь – возлюби Господа Бога Своего всем сердцем своим, всей душой своей, всем помышлением своим, и ближнего своего – как самого себя.
А первая ведь заповедь – возлюби Бога! А мы-то как? Давайте каждый подумаем, покопаемся в душе, есть ли там любовь вот такая – всем сердцем, всем умом, всей душой? Как будем отвечать на Суде? Вот ведь в чем дело: надо учиться любить Бога! А как учиться?! Надо Его знать. Знать Его заповеди. Знать Его учение.
Сейчас очень много людей, которые бьют себя в грудь и говорят: «Я – христианин! Даже в церковь хожу и крест ношу!» А начнешь его копать – оказывается, он верит в какого-то абстрактного, непонятного совершенно Христа, совершенно другого, не такого, каким Он был. Исповедует совершенно другую веру и думает, что он исповедует христианство. А это ему только кажется, потому что каждый человек склонен сам изобретать себе такого Христа, каким бы он Его хотел видеть, и то христианство, которое ему хотелось бы – в облегченном варианте: чтобы христианство было легким, удобным для жизни в этом мире, без борьбы, без креста.
А как мы должны веровать? Как Слово Божие мы должны нести? Слово Божие сокрыто от многих. Слова кажутся простыми, а за ними стоит такая глыба знаний духовных, которую простому человеку и понять невозможно. Ее надо еще разъяснить, расшифровать, что имелось в виду под этим словом или под этим словом. Настолько много вмещено в нескольких словах Евангелия, что объяснить это может не каждый, а только святой человек Духом Божиим, да и то не один, а когда их много, и они все согласно мыслят. Вот тогда мы принимаем их точку зрения.
Откуда мы знаем истину? Как правильно понимать Евангелие? Лютеране тоже говорят: мы – правильно; кальвинисты тоже: мы – правильно; адвентисты: мы – правильно; иеговисты: мы – правильно, а все другие – неправильно. А кто же правильно? Мы должны понимать Евангелие так, как нам объяснили апостолы и их ученики - епископы, которые собирались на Вселенские Соборы и обсуждали эти вопросы. Эти святые люди понимали Евангелие глубоко, потому что они обладали чистотой и святостью, при которой Дух Святой в них вселялся, и Дух Святой давал им разуметь, как правильно понимать Евангелие, то или иное Слово Божие. И только когда святые нам разъяснили, как понимать, мы держимся этого понимания, которое утверждено всеми Соборами Вселенской Церкви. И тот, кто понимает по-своему, тот вне Христа, вне Церкви и только думает, что он в Церкви.
Что же нам надо делать? Нам надо так же, как и Мария, сестра Марфы, сесть у ног Господа и слушать, и внимать, и учиться (см: Лк. 10:38-42). Значит, каждый христианин призван изучать Слово Божие, изучать, а не самому придумывать свою религию, когда, как ему кажется, он правильно понимает. Это ему кажется, что он правильно понимает. И Лютер думал, что он правильно понимает, и Кальвин думал, что он правильно понимает. Но они были еретики.
Мы не можем правильно понимать, потому что мы грешники. Только святые отцы в состоянии были Духом Святым правильно понять. И они нам оставили свое правильное понимание, закрепленное семью Вселенскими Соборами и некоторыми приравненными к ним Соборами Поместными. Вот это понимание, догматическое, то есть основу христианской веры, мы должны знать от и до, от корки и до корки. Тогда мы – настоящие христиане. Мы должны правильно понимать христианство, а не по-своему — как нам кажется, как кажется Ивану Ивановичу, или Петру Петровичу, или Марье Фоминичне. И нам должно быть известно истинное понимание, которое Богом было дано святым людям, которые разъяснили нам Евангелие. И это понятие - Слово Божие - Церковь несет, как драгоценное сокровище в своих книгах. Мы должны это очень хорошо усвоить и знать, потому что без знания правильного понимания Слова Божия, без знания истин божественных мы не можем спастись. А те, кто знает, те, кто сидит у ног Христа, как Мария, изучая Слово Божие, тем Господь и говорит: «Блаженны те, которые слышат Слово Божие и хранят его в своем уме, в своей памяти и в своем сердце». Аминь!
***
45 лет в горах Кавказа. Летопись Кавказского пустынножительства. (Ч. 1)
Один паспорт на двоих. Летопись Кавказского пустынножительства. (Ч. 2)
«Почитай кунику!» Летопись Кавказского пустынножительства. (Ч. 3)
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаамского монастыря" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.