Найти тему
Кавказ Пост

Новый мир: какой будет жизнь после коронавируса?

Михаил Мишустин // фото из открытых источников
Михаил Мишустин // фото из открытых источников

Останется потрепанная экономика и растерянные люди. Человечество еще не сталкивалось с таким кризисом, который возник на фоне распространения коронавируса.

За последние десятилетия создана мировая экономика, связанная воедино. Общества разных стран переплетены друг с другом.

Всему этому нанесен беспрецедентный удар. Сейчас все усилия граждан и руководителей государств направлены в первую очередь на то, чтобы победить коронавирус. И рано или поздно это получится.

Однако последствия, к которым приведет пандемия, будут серьезнее, чем само распространение болезни. К такому выводу пришли эксперты ВЦИОМа.

Большинство россиян встревожены нынешними событиями. Больше половины уверены, что худшее еще впереди. Больше всего пугает людей перспектива роста социальной несправедливости. Хотя в целом граждане считают сложности краткосрочными и уверены, что через год они будут жить лучше, чем сейчас.

Что будет на самом деле, в данный момент можно только прогнозировать. В частности, премьер-министр РФ Михаил Мишустин сформировал перечень отраслей экономики, которые пострадают от пандемии больше всего.

В него вошли авиа- и автомобильные перевозки, работа аэропортов, организация досуга и развлечений, физкультура и спорт, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, работа частных образовательных учреждений, организация выставок и конференций, бытовые услуги. Однако ошибочно было бы думать, что ситуация ограничится падением доходов предприятий из этого списка.

Скорее всего, на фоне падения цен на нефть обвалится нефте-газовая отрасль. А доходы от ее экспорта составляют примерно половину федерального бюджета. Далее начнутся проблемы у российской промышленности. Ей придется сильно сократить производство, что повлечет неспособность выполнять свои обязательства и банкротство.

В итоге обвалится финансово-банковская сфера, поскольку львиная доля ее активов вложена в акции и облигации российских компаний.

К этой картине добавятся последствия ущерба от коронавируса и расходы на борьбу с ним. Вполне возможно, что кризис экономики России может растянуться на три года. Подобная ситуация повлечет за собой массовые увольнения сотрудников предприятий и организаций. Люди останутся без работы, а найти другую будет негде. Впрочем, эта ситуация уже началась.

Пока трудно подсчитать, сколько россиян потеряло работу из-за коронавируса. Да и многие работали неофициально, а значит, останутся «за бортом» статистики. Но в частности, только лишь в Дагестане по состоянию на 1 апреля 83 предприятия заявили о предстоящем увольнении около 3 тысяч работников. К этой мере они пришли из-за вынужденного простоя в связи с карантином. И это еще не все.

Под риск увольнения попали еще около 2 тысяч работников, которые трудятся на крупных промышленных предприятиях региона. Такая же ситуация складывается на заводах и фабриках всей страны.

А в масштабах мира без работы могут остаться миллиарды людей. По прогнозам на сегодняшний день, экономика России в апреле–июне текущего года может упасть на 18 процентов, а реальные доходы россиян — на 17,5 процентов.

При этом в лучшем случае экономика страны восстановится не раньше, чем в следующем году. Но это произойдет только в том случае, если получится стабилизировать ситуацию с коронавирусом до конца второго квартала 2020 года. Тогда уже с июля может начаться восстановление, а ВВП сократится только на 3,8 процента. Есть и менее оптимистичный сценарий.

Он возможен, если вирус продолжит распространяться. Тогда в текущем году ВВП нашей страны сократится на 10-11 процентов. А мировая экономика упадет более чем на 5 процентов. Если кризис достигнет своего пика в начале 2021 года, ВВП снизится на 14 процентов.

А экономика восстановится не раньше середины 2023 года. При этом три четверти россиян не имеют так называемой «подушки безопасности» в виде сбережений. Значит, они будут занимать деньги: у знакомых, друзей, в банках и микрокредитных организациях.

Закредитованность населения вырастет, а она и так высока в последнее время. Если до пандемии большинство россиян верили, что их жизнь больше зависит от них самих, а не от внешних обстоятельств, то сейчас таких около 60%. И если после окончания карантина количество заболевших и погибших будет внушительным, люди начнут задумываться – а была ли оправдана самоизоляция?

Может пошатнуться доверие к органам власти: граждане подумают, что чиновники допустили несоразмерные действия по поводу пандемии и обманули людей.

И разочарование будет очень сильным, если карантинные меры не принесут обществу ничего, кроме бедности. И социум будет сопротивляться инициативам власти и бизнеса, ставя на первый план вопрос борьбы с бедностью.

Влада Волошина