Идея бомбить стратегические цели в тылу противника возникла накануне второй мировой войны, по инициативе генерал-лейтенанта Вефера запустили программу "уралбомбера", бомбардировщика способного достигать цели в глубине как СССР, так и основных баз Англии, двух основных противников. Опытные Дорнье 19 и Юнкерс 90 оказались неудачными.
Вефер скорректировал требования к будущему дальнему бомбардировщику. В 1936 г. должна была быть запущена программа создания бомбардировщика "А" с дальностью полета 5 000 км с бомбовой нагрузкой 500 кг и с дистанционно управляемым оборонительным вооружением. Экипаж должен был состоять из двух пилотов и стрелка. Крыло имело двойные элероны верхние и нижние, верхние помогали управлять самолетом по крену, а нижняя двигалась вниз вместе с закрылками.
Поначалу даже хотели сделать катапультный старт бомбардировщика. Позже решили ставить пороховые ускорители.
Требования были разосланы фирмам "Блом и Фосс", "Хейнкель", "Хеншель", "Юнкерс" и "Мессершмитт".
В 1937 г. фирма "Хейнкель" начала создание "проекта 1041", который получит название He 177. Сначала полагали, что серийный выпуск начнется уже к началу 1941 г.
Сразу начали завышать требования к самолету, он теперь должен был поднимать уже тонну бомб на максимальной скорости 535 км/ч, а дальность полета увеличили до 6 500 км. Требования продолжали поступать: увеличить запас патронов, поставить радиооборудование, изменить топливную систему, увеличить экипаж до 4 человек. Более того решили сделать тяжелый бомбардировщик пикирующим, хотя бы с пологого пикирования, для этого задумали поставить спарку из двух движков "Даймлер-Бенц", потому что четырехмоторный самолет невозможно было сделать пикирующим. Смогли достичь со спаркой движков скорости 500 км/ч на высоте 6 км. Как становилось понятно спарка это не вариант для бомбардировщика.
К тому же в министерстве авиации сомневались в нужности такого самолета, поначалу Гитлер и Геринг надеялись на "союзника" Чемберлена, пока он был премьер-министром бомбить Великобританию не требовалось. Начальник штаба люфтваффе Ешонек полагал, что более нужны средние бомбардировщики, а не дальники.
Все же в ноябре 1938 г. разместили первый заказ на 6 самолетов. Потом решили построить еще 6 самолетов, но уже не со спарками, а с двигателями воздушного охлаждения BMW 801.
На самолет хотел поставить три дистанционно управляемые стрелковые установки и одна ручная (в носу нижней гондолы, передняя верхняя башня, в хвосте нижней гондолы, ручная хвостовая), они по сравнению с ручными занимали меньше места и имели меньшее воздушное сопротивление. Но установить дистанционные установки не удалось, они не были отработаны, пришлось ставить ручные.
Для того чтобы самолет пикировал под углом 60 градусов пересмотрели прочностные характеристики самолета и шасси, возросший вес уже не держался прежним шасси.
Только к лету 1939 г. немцам стало ясно, что все-таки англичане вступятся за Польшу, а имевшиеся Do 17, He 111, Ju 88 не имеют достаточной дальности для бомбежек Англии. В результате возродился интерес к He 177 для действий против британского флота.
Уже 6 июля 1939 г. размещают заказ на двадцать бомбардировщиков А-0. Затем еще на десять. До 1943 г. запланировали выпуск 800 штук.
В ноябре-декабре 1939 г. начинаются летные испытания бомбардировщика, выявилась нестабильная работа двигателей и один раз отказало все электрооборудование.
Испытываемый самолет набрал 460 км/ч, максимальная дальность составила 4970 км.
По итогам испытаний второго самолета с перегревом двигателей справиться не удавалось. Двигатель получил за это прозвище "зажигалка люфтваффе".
Третий и четвертый экземпляры разбились при попытке пикирования.
Пятый экземпляр помимо трех пулеметов в носу гондолы, хвосте и верхней башне получил еще один пулемет винтовочного калибра во лбу. Двигатели самолета при попытке имитации атаки с малой высоты загорелись, машина разбилась. Нагревался выхлопной патрубок и мог зажечь масло скопившееся в нижней части капота, текли бензопроводы, к тому же бензонасос при сбросе газа давал слишком много топлива. Более того сильно грелось и масло в маслобаке.
Самолет с новыми и новыми улучшениями все более тяжелел. Возросшая мощность двигателей не могла это компенсировать. Максимальная скорость возросла до 462 км/ч, потолок до 7 км, а дальность полета до 5470 км. Хотя самолет мог развивать скорость и более 500 км/ч, на такой скорости появлялся флаттер, с которым справиться в то время не удалось.
Седьмой экземпляр получил в гондоле и верхней башне 20-мм пушки MG FF. Он стал машиной опытной партии с укороченным фюзеляжем. Нулевая (He 177A-0) и первые самолеты первой серии (He 177A-1) имела точно такие же фюзеляжи.
Не 177А-0 получил бомбовую нагрузку 2400 кг. Экипаж возрос до 5 человек. Вооружение составляло из 7,92-мм пулемета в носу, 20-мм пушки в носу нижней гондолы, спарки пулеметов в хвосте гондолы, по 13-мм пулемету в верхней башне и хвосте.
Самолет получил название "Гриф" или "Грифон".
Не 177А-1 выпускались с различными дополнительными вариантами вооружения, которые дополняли штатное оснащение. Ставили помимо ручных пулеметных установок (винтовочного калибра и крупнокалиберные), дистанционно управляемые с крупнокалиберным пулеметом.
Самолет получил две спарки двигателей "Даймлер-Бенц" DB-606. Мощность по 2700 л. с. Максимальная скорость 510 км/ч. Дальность составила практическая 5570 км., боевая 1200 км. Потолок 7 км.
Был проект сверхдальнего тяжелого истребителя с носовой спаркой 30-мм пушек, он должен был сбивать Б-17 и Б-24 перегоняемые из США в Англию через Атлантический океан.
А-1 помимо проблем с двигателями, имел недостаточную жесткость конструкции. Самолет продолжили дорабатывать.
Гитлер неоднократно возвращался к проекту дальнего бомбардировщика, в январе 1943 г. он отметил бредовость идеи о четырехмоторном пикировщике и сложной в эксплуатации спарке двигателей "Даймлер-Бенц". Он также высказывался о необходимости использования самолета на восточном фронте.
Следующим вариантом стал Не 177А-3 с удлиненной моторамой и усиленным вооружением на одну верхнюю башню с парой крупнокалиберных пулеметов.
С апреля 1943 г в серию пошел Не 177A-3/R2. Он получил улучшенную электропроводку, другую пулеметную установку в носу. Стрелок в хвосту получил возможность сидеть, вместо пулемета он получил 20-мм пушку.
Не 177A-3/R3 мог поднимать управляемые бомбы Hs 293 и FX-1400 (Фриц-Х).
Зимой 1942-1943 гг. "Хейнкели" бросили на снабжение окруженных войск. В полевых условиях попытались сделать из самолета штурмовик установив в нижней гондоле 50-мм пушку, он должен был атаковать наземные цели в перерывах между транспортными полетами, впрочем без особого успеха.
Не 177A-3/R7 переделали в торпедоносец. Выпустили всего три штуки.
Не 177А-5 специально приспособили к несению торпед LT 50, управляемых авиабомб Hs 293 или FX 1400 "Фриц"-Х. На машину поставили двигатели тоже спарки DB 610. Мощность по 2950 л. с. Максимальная скорость у земли 485 км/ч. Дальность 5500 км. Потолок 8 км.
Работы над А-6 прекратили в пользу четырехмоторного Не-277.
А-7 представлял собой высотный разведчик, им заинтересовались японцы, но доставить им самолет не удалось.
Производство А-5 прекратили в октябре 1944 г., после принятия истребительной программы. Должен был выпускаться поршневой Do-335.
А 177-х всех модификаций выпустили 1170 штук.
Что касается боевого применения, без хорошего бомбардировочного прицела бомбардировки с большой высоты не показали должной эффективности. Повторить масштабные бомбардировки Германии союзной авиации повторить было невозможно. Попыток разгромить советские заводы в тылу с помощью 177-х по сути не предпринимались.
Применение управляемых бомб тоже погоды не делало.
В целом можно сказать, что немцы выпускали практически небоеспособный самолет, не только из-за ненадежных двигателей, самолет был перетяжелен из-за абсурдного требования о необходимости бомбардировки с пикирования. Немцы по сути загромождали производственные мощности недоработанным и ненужным самолетом.
Спасибо за прочтение