Самореализация – это йога-реализация, достигаемая выстраиванием анандамайя-коши из тончайшей энергии, проявляющейся при невероятном усилении потока кундалини в кевала-кумбхаке во время регулярной трёхчасовой практики шаматхи, которая достигается многократной ежедневной практикой медитации.
Ещё один очень важный момент – искренняя практика метты, или любящей доброты и сострадания. С одной стороны это, наряду с випашьяной, способствует устранению чувства «делателя» и, в результате, обратному оттоку кармы к её настоящим источникам, что устраняет препятствия в практике медитации благодаря очистке от любой кармы. А с другой – мы все 24 часа в сутки лицезреемы намного более развитыми существами из пространства с большей мерностью, чем наше трёхмерное. Все мысли, слова и дела каждого здешнего существа, наряду с мотивацией, совершенно очевидны для них. Почти всё, что происходит здесь, так или иначе обусловлено или обставлено оттуда их мнениями. Искренняя практика метты позволяет улучшить их мнение о нас и, соответственно, судьбу, давая «зелёный свет» всей практике самореализации.
Если обратиться к священным писаниям, то наиболее авторитетный и самый древний текст по йоге и медитации – «Йога-сутры» Патанджали. Ниже приведены избранные цитаты:
1.1. Итак, наставление в йоге.
1.2. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
1.12. Их (волнения ума) сдерживают практика и непривязанность.
1.13. Абхьяса (практика) есть усилие, необходимое для обеспечения
успокоения волнений ума.
1.14. Эта практика станет успешной при постоянной почтительной
преданности, непрерывной в течение длительного времени.
1.34. По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путём
выдоха и задержки праны (дыхания).
1.35. Или умственное спокойствие вызывается деятельностью высших
чувств.
1.36. Или [созерцанием] беспечального света (джйоти).
1.37. Или ум выбирает в качестве объекта для сосредоточения тех, кто
не имеет желаний, или рага.
1.38. Или в зависимости от знания снов и сновидений.
1.39. Или, по желанию, посредством медитации (дхьяны).
1.41. Когда волнения ума находятся под контролем, ум становится
подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать
форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
1.44. Таким образом описываются медитация и сверх-медитация (нир-
вичара), имеющая своим объектом тонкое.
2.45. Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью
всех действий.
2.46. Асана, или сидячая поза, должна быть устойчивой и удобной.
2.47. Это достигается ослаблением усилий и глубокой медитацией
("самапатти") на Бесконечное.
2.54. Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не
входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
3.1. Однонаправленность (дхарана) есть непоколебимость ума.
3.2. Продолжение [этого] умственного усилия есть медитация (дхьяна).
3.3. Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта
медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).
3.4. Три вместе [дхарана, дхьяна и самадхи] составляют самьяму
(упражнение в самоконтроле).
3.5. После овладения этим (самоконтролем) приходит праджня (свет
мудрости).
Если медитировать реже, чем пару раз в день хотя бы по 15 минут в день, то прогресса в медитации как такового не будет. Хотите прогресса в реально подтверждаемых показателях – медитируйте чаще, можно даже и более короткими сессиями. 20 сессий медитации в день по 2 минуты каждая принесут и новичку, и даже середнячку больше пользы, чем 2 сессии по 20 минут в день. Потому что из тех 20 минут сидения в медитации собственно медитация всё равно будет длиться, как показывает статистика, максимум 1-2 минуты, и эти минуты медитации будут, как правило, ближе к началу сессии.
Если по объективным данным, вы уже можете медитировать в течение пары минут со средним уровнем не ниже 80%, или же удерживать уровень медитации более минуты без единого падения ниже 80%, то для дальнейшего прогресса придётся увеличивать сессии медитации, например, до 20 минут или даже больше. Количество сессий может быть 4 или чуть больше в день.
Если не практиковать медитацию в течение 3-4 дней, то объективные показатели медитации обычно ухудшаются в 2-4 раза. Если не практиковать медитацию в течение недели, то объективные показатели медитации обычно ухудшаются в 5-10 раз. При возобновлении практики медитации потребуется несколько (3-4) дней на то, чтобы вернуть показатели частично, и около пары недель регулярной практики, чтобы вернуть их почти до исходного перед перерывом уровня.
Избавляйтесь от суеверий и предрассудков в своей практике медитации – как заимствованных из книг "про медитацию", так и своих упрощённых и поверхностных пониманий и представлений идей о медитации и других йога-реализованных личностей, которые не всегда понятны из-за семантической скудности языков, особенно западных, при описании того, что никогда не встречалось хоть сколько-нибудь массово в обществе, чтобы сформировать нужные общеизвестные лексемы в языке.
Ступени самореализации, начиная с мирских, в конечном счёте приводят к пути йога-реализации в результате постепенного выстраивания тонких тел-оболочек (вплоть до анандамайя-коши) в процессе развития сознания, с соответствующим расширением горизонтов видения и естественной последовательной сменой уровня интересов на всё менее завязанные на материальных ценностях