Найти тему
Anna Yakovleva

"У"

Мне в жизни везло на учителей и педагогов. Хотя никогда не попадалось «наставников» – в таком виде, как я их себе представляла. Чтобы кто-то взял за руку и вёл. Поделился бы целостной и непротиворечивой картиной мира. Объяснял бы и даже разжёвывал происходящее. Типа как Дон Хуан Кастанеде. Так что получаемые у разных достойных учителей знания я скраивала в единую ткань по своему разумению и вкусу. Об одном из Учителей с большой буквы «У» я и хочу рассказать.

Когда я училась в магистратуре по персонологии и экзистенциальной психотерапии в Высшей школе экономики, у нас, разумеется, был крутой состав педагогов. Но, и студенты, и преподаватели словно манны небесной ждали приезда несколько раз в год создателя и руководителя экзистенциального направления – Альфрида Лэнгле. Альфрид – ученик Виктора Франкла, врача-психиатра, основателя третьей венской школы психотерапии, прошедшего концлагерь. Франкл писал о том, что главное для человека – поиски смысла, неважно отдает он себе в этом отчет или нет, и настаивал на том, что в человеке важно духовное измерение, а не только привычные – биологическое, социальное, психологическое. Мне было важно получить это образование в том числе потому, что мне с детства не давал покоя факт существования концлагерей. Это настолько выходит за пределы человеческого, что я не понимала, как это можно вместить в свой разум, объяснить и вообще адекватно воспринять. Я не могла спокойно слышать даже просто упоминания этой темы. У каждого человека, наверное, есть такая «больная» тема, которая заставляет иногда, подобно Ивану Карамазову, задуматься о том, чтобы «вернуть билет». Знакомство с книгой Франкла «Скажи жизни «Да!»» стало для меня откровением. Только из уст того, кто прошёл это сам, можно было услышать ответ. Но вернёмся к ученику Франкла – Альфриду Лэнгле.

Создать карусель             Виктор Франкл
Создать карусель Виктор Франкл

Когда Альфрид вел занятие у нашей группы, он почему-то начал не с теории экзистенциального анализа, как было ожидаемо, а с рассказа о своей жизни, в том числе о знакомстве и работе с Виктором Франклом. Об их драматическом разрыве, напоминающем отношения Фрейда и Юнга. Тогда этот рассказ о себе показался неожиданным, а сейчас я понимаю, насколько это было мудро. Ведь сам человек и его жизнь – это лучшая демонстрация его учения и убеждений, если он, конечно, честен сам с собой и с другими. После занятия многие подходили к Лэнгле, брали автограф, фотографировались, радовались, что были «в одном рукопожатии от Фрейда». А я сидела и думала, что была в одном касании от концлагеря. 

Создать карусель             Альфрид Лэнгле
Создать карусель Альфрид Лэнгле

Вторая запомнившаяся мне история – как мы встретились с Лэнгле на выходе из метро по дороге в университет. Судьба подарила мне пятнадцать минут неторопливой беседы с ним. Находясь рядом с такими людьми, воспринимаешь всё – не только содержание речи, но и её темп, окраску, взгляд, походку и само дыхание человека. И именно про дыхание говорил Лэнгле в тот день на занятии – чтобы почувствовать себя «здесь и сейчас», достаточно просто глубоко вздохнуть… И после этого появляется возможность – время, внимательность – разложить свою жизнь по четырём «экзистенциальным полочкам», фундаментальным мотивациям (ФМ), как их называют в экзистенциальном анализе . Ну или кто-то сравнивает это с табуреткой на четырёх ножках (это не совсем верно, ибо четыре фундаментальных условия экзистенции неравнозначны). 

Создать карусель             «Пиета», Микеланджело
Создать карусель «Пиета», Микеланджело

1 ФМ

Первая ступень – это отношение и взаимодействие с миром. Это то, насколько безопасно, спокойно чувствуем мы себя в мире. Способны ли удовлетворить собственные потребности, а также тех близких, которые от нас зависят. Нет ли постоянного чувства тревоги, страха и субъективного «я не могу быть здесь, в этом мире». Чувствуем ли мы себя принятыми этим миром, ощущаем ли доверие к нему. Экзистенциальные психологи любят цитировать образ «Пиеты» в исполнении Микеланджело – то есть в идеале мы чувствуем себя устроенными в мире как на руках у любящей матери. Человек должен чувствовать себя достаточно защищённым, ему должно хватать пространства и опор – здоровья, материальных благ, поддержки близких, чувства безопасности и адекватного восприятия действительности. Здесь же мы говорим и о переживании некой «основы бытия». Если ничего из вышеперечисленных опор не останется, что будет тогда? Есть ли у меня вера – в Бога, в мировой порядок, космический закон, в какую-то глубинную идею? Согласен ли я, по большому счёту, на пребывание в мире в таком виде, в котором он есть? Необходимо нащупать эту первооснову и латать «дыры» в своих опорах – без этого развитие невозможно. Если это всё есть, можно двигаться дальше, ко второй фундаментальной мотивации.

«Бронзовый вальс», Камилла Клодель
«Бронзовый вальс», Камилла Клодель

2 ФМ

Второй уровень – это ценностное переживание жизни. Здесь речь идет уже не просто о возможности жить, а о качестве жизни, о том, нравится ли человеку его жизнь. Предпосылками переживания жизни называют отношение, время и близость, которые проживаются благодаря эмоциям и чувствам. Я уже могу обеспечить себе выживание в этом мире, но если я не люблю свою жизнь, в ней нет радости или нет вовсе никаких чувств, то стоит ли вообще её жить? Такое мироощущение свойственно депрессии. На этом уровне важно научиться переживать как радость, так и печаль, увидеть, что их глубина сопоставима. Если сейчас мы переживаем сильное страдание, значит, нам есть с чем сравнить, значит когда-то в жизни была столь же большая радость, а значит, есть возможность пережить её снова. Это поиск того, что заставляет сердце биться сильней, заставляет забыть на время о выживании, то, что придаёт жизни вкус, но и то, что ранит, что отзывается печалью и состраданием. Это честный и неторопливый ответ на вопрос: 

Что это такое для меня — жить? Какой была моя жизнь? Что она приносила мне?

«Мыслитель», Огюст Роден
«Мыслитель», Огюст Роден

3 ФМ

Когда появилось уважение к жизни, принятие её ценности, когда жизнь заиграла красками эмоций и обогатилась чувствами, можно переходить к «третьему этажу» экзистенции – к вопросу собственной идентичности. Насколько я проживаю свою жизнь как отдельная, уникальная личность. Достаточно ли уважительного внимания я получаю со стороны других и самого себя? Могу ли отвечать за собственные решения, желания, поведение, оправдать их в глубине своей души? Имею ли право на свою уникальность? Если уважительного внимания недостаточно и есть проблемы с переживанием собственной идентичности, начинаются истерические реакции. Здесь важно развивать умение идти «навстречу себе» и не бояться этой встречи. Относиться к себе ответственно и бережно. Работа на данном уровне заключается в умении вести диалог с собственной глубиной, в принятии себя. В этом может помочь и диалог с Другим, с другими, «узнавание» себя в ком-то. Может помочь, но не заменить диалог с собой.

Создать карусель             «Сотворение Адама», Микеланджело
Создать карусель «Сотворение Адама», Микеланджело

4 ФМ

Теперь, когда есть силы и любовь к жизни и видение в ней себя, можно говорить о четвёртом фундаментальном условии исполненной экзистенции: ответе на вопрос – ради чего я живу? Чувствую ли я себя частью чего-то большего? Есть ли у меня ощущение чего-то важного, что принесёт мне будущее? Если этого нет, нет перспективы, то возникают фрустрация, пустота, отчаяние, ведущие к зависимостям. Необходимо, чтобы в жизни был смысл и не только свой личный, но и связанный с остальным миром. Здесь мы задаём себе вопросы: а чего хочет жизнь от меня в этот момент? Что я могу и должен сделать для других? Что я вношу в этот мир? Виктор Франкл называл смысл «возможностью, прочитываемой между строк действительности». При этом существует как экзистенциальный смысл, обращённый лично ко мне, так и онтологический, смысл существование мира в целом. С ним соприкасается область религии, искусства, философии и науки в целом. Для лучшего понимания этого этапа развития экзистенции Франкл приводит притчу о строительстве собора в Шартре: когда на один и тот же вопрос путника трём каменотёсам один ответил: Я обтёсываю камни. Второй: Я делаю фундамент. А третий: Разве ты не видишь – я строю собор…

Изучая основы экзистенциального анализа, я увидела себя «висящей в воздухе» на второй и четвёртой ступенях экзистенции, словно марионетка на двух ниточках. Усиленно занимаясь первым и вторым этажом последние годы жизни, я в какой-то момент обнаружила снесёнными третий и четвёртый… В общем, обращаться к экзистенциальной практике, как и к любой другой (некоторые и психотерапию рассматривают как разновидность «духовной практики»), необходимо постоянно и последовательною. Тогда есть все шансы создать красивую и уникальную архитектуру собственной жизни. 

Создать карусель             Стокгольм, фото автора
Создать карусель Стокгольм, фото автора

#экзистенциальныйанализ #альфридлэнгле #викторфранкл