До начала 80-х киноиндустрия СССР была курицей, несущей золотые яйца. Судите сами, рентабельность некоторых картин достигала 10.000%, а оборот с продажи и покупки фильмов соперничал с доходами от нефти и газа. По некоторым данным, кинотеатры за год посещало до 4 млрд зрителей, а в госбюджет поступала огромная по тем временам сумма — 1 млрд рублей.
Потом в начале 80-х в киноиндустрии Союза наступил кризис, аналогичный американскому начала 70-х. Причина — технический прогресс, точнее, цветной телевизор и отдельные квартиры, нанесшие индустрии советского кино сокрушительный удар.
За сравнительно короткий период посещаемость кинотеатров в СССР упала практически в 2 раза. Но в отличие от Америки с рыночной экономикой, ориентированной на соотношение спроса и предложения, у нас все было значительно сложнее. Неповоротливая плановая экономика Союза оказалась не готова к кризису, Госкино продолжало методично вбухивать деньги в кинотеатры, выполняя план, пока расходы не стали многократно превышать прибыль.
В середине 80-х киноиндустрия СССР уже прочно сидела на дотациях, а к концу 80-х пришла в полный упадок. Что и как снимали в 90-е рассказывать не станем просто сделайте вывод, началась история развала всего, в том числе и кино, не с 91 г., а гораздо раньше.
Что любили смотреть советские зрители
Когда мексиканская мелодрама “Есения”, ставшая абсолютным лидером советского кинопроката (91.4 млн зрителей), шла в кинотеатрах Союза, зрители еще валом валили в кинотеатры, а билеты стоили копейки.
Страна жила в патриархальном режиме. Телевидение не баловало изысками, ТВ каналов было всего ничего ( днем телевизор “уходил на обед” и на экране появлялась рамка). Что было еще? Видеомагнитофоны только появились, многие о таком чуде даже не слышали.
Что показывали в кинотеатрах СССР? Основное отличие “того” кинопроката от нынешнего — “Голливуд” практически отсутствовал. Причины? Первая — США были основным идеологическим и политическим противником СССР, понятно, что крутить вражеские фильмы для неискушенных граждан было не с руки.
Второе, американские кино было дорогим, а брать на себя ответственность за возможные убытки в случае провала дураков не было.
Третье — в “Голливуде” не было особой необходимости. Союз покупал сравнительно дешевые французские комедии. Советский зритель обожал Луи де Фюнеса (комедии о “Жандарме” и “Фантомасе”), Пьера Ришара и Жерара Депардье( “Папаши”, “Игрушка”, “Невезучие” и пр.)
Не уступал по популярности французским фильмам, индийский Болливуд. Очень простые, если не сказать большего, но яркие и красивые индийские мелодрамы, обожали в СССР. Особенно любили индийское кино советские женщины, где возрастная категория зрительниц колебалась от 5 до 80 лет: “Материнская любовь», «Бродяга», «Господин 420», «Зита и Гита», «Бобби», «Танцор диско» “Месть и Закон”...
Ну а пацаны, конечно, “залипали” на индейцах: “Золото Маккены”, “Апачи”, приключениях Зорро и Тарзана.
А еще были Бельмондо, Ален Делон, Челентано, Гойко Митич… И самое интересное, что все эти фильмы сейчас, даже самые простенькие и незамысловатые — классика мирового кинематографа. Сравнивать сегодняшний уровень отечественного проката, его качество с тем даже не хочется — это просто другой мир, другая Вселенная, остается вспоминать, как это было...