Найти тему
Navygaming Channel

Огневая мощь линкоров типа "Нагато". Часть 2

2.Системы управления огнем «Нагато» и «Мутсу»

К концу Первой мировой войны на всех флотах мира наравне с мыслью о том, что авиация приобретает все большее значение и влияние на исход морского боя, четко устоялась вторая идея – победа в морском бою зависит не только от многочисленной и эффективной крупнокалиберной артиллерии, но и от способов и средств управления огнем (СУО), используемый кораблями. Соответственно, анализ возможностей артиллерийского вооружения героев нашей статьи – линкоров «Нагато» и «Мутсу», будет не полным, если мы не рассмотрим подобные системы.

В общем виде СУО, используемых на этих кораблях, эксперты разделяют на две группы: приборы для измерения расстояний (как правило, это башенные дальномеры) и собственно системы управления огнем артиллерии разных калибров.

Линейный корабль «Мутсу» на рейде Йокосуки (февраль 1937 года)
Линейный корабль «Мутсу» на рейде Йокосуки (февраль 1937 года)

До начала Первой мировой войны японский Императорский ВМФ использовал импортные английские дальномеры Barr&Stroud. Но уже во время войны инженеры «Ниппон Оптикал Мануфктур» (г.Нагоя), используя английский опыт разработали собственный дальномер. Новый десятиметровый дальномер 7 нендо сики приняли на вооружение в 1918 году и установили на линкоре «Нагато» в апреле 1921 года, который до этого не имел таких приборов. Весной 1921 года на ЛК «Нагато» уже было установлено: десятиметровый дальномер на фок-мачте; в каждой орудийной башне имелся шестиметровый дальномер типа Bausch&Lomb (американская фирма, выпускающая оптическое оборудование по лицензии Karl Zeiss (Йена)); на фок-мачте четыре дальномера с базой 3,5 м; на грот-мачте – 4,5 метровый дальномер, развернутый в корму. Систершип «Нагато» - линкор «Мутсу» до пробных плаваний 1921 года также не имел дальномерного оборудования, и в дальнейшем получил такие же дальномеры, но башенные дальномеры у него были восьмиметровыми.

В 1933 году дальномерное оснащение «Нагато» немного было изменено. В башнях № 2 и 3 шестиметровые дальномеры заменили на 8-метровые, по некоторым данным для этого использовались дальномеры, демонтированные с «Мутсу», на котором, в свою очередь, установили 10-метровые башенные дальномеры. Для управления огнем 127-мм универсальных орудий организовали специальный пост управления огнем и оснастили его СУО 91 сики кёся сёчи, в состав которой вошел 4,5-метровый стереоскопический дальномер фирмы Barr&Stroud.

Носовая надстройка линкора «Мутсу» после модернизации (1941 г.)
Носовая надстройка линкора «Мутсу» после модернизации (1941 г.)

После последней модернизации 1934-1936 годов линкоры имели: главный дуплексный однопольный 10-метровый дальномер 94 сики на главном мостике управления огнем; два однопольных 4,5-метровых дальномера 14 сики на резервном мостике управления огнем артиллерии ГК; два навигационных однопольных дальномера с базой 1,5 м в кормовой части того же мостика; два 4,5-метровых дальномера около дымовой трубы; два 4,5-метровых дальномера на кормовом резервном мостике управления огнем артиллерии среднего калибра; два 10-метровых дальномера в башнях № 2 и 3. Особенностью нового дуплексного 10-метрового дальномера являлась возможность независимого определения расстояния до двух целей, а также возможность его перемещение с борта на борт по рельсам в границах дальномерного мостика. Подобную конструкцию нечасто можно было встретить на кораблях! В целом данные дальномеры решали свои задачи, и по мнению экспертов по длине базы были сравним со знаменитыми немецкими линкорными дальномерами, считавшимися отличными.

Управление огнем артиллерии ГК осуществлялось с соответствующего мостика, расположенного на высоте около 40 м над ватерлинией. По имеющимся данным, на обоих ЛК пост управления огнем (ПУО) оснащался директором или центральным автоматом стрельбы (ЦАС) 13 (нендо) сики хёйбан сёдзун сёчи («тип 13»), установленным на топе гептаподальной фок-мачты. Эта система была принята на вооружение в мае 1916 года, по конструкции напоминала ЦАС фирмы Vickers и представляла собой, по мнению экспертов, довольно примитивный инструмент, откалиброванный на дистанцию 19000 м.

Улучшенный вариант директора (ЦАС) – 14 (нендо) сики хёйбан сёдзун сёчи («тип 14»)– приняли на вооружение в 1927 году и им оснастили оба ЛК типа «Нагато». За счет возможности придавать прицелу угол возвышения до 90 градусов – эти устройства позволяли корректировать огонь как по надводным, так и по воздушным целям.

Линейный корабль «Нагато» в Курэ (август 1942 г.)
Линейный корабль «Нагато» в Курэ (август 1942 г.)

Для определения курса и скорости цели японцы использовали другой комплекс – прибор слежения за целью (так называемый – визирно-дальномерный пост) – сокутекибан. Первую модель – 12 сики сокутекибан приняли на вооружение в 1923 годы, затем в 1924 году Императорский ВМФ получил более совершенную модель - 13 сики сокутекибан, которая и использовалась в дальнейшем с новым директором (14 сики хёйбан). Этот комплекс предназначался для совместного использования с ЦАС, определяющим параметры движения цели и углы наведения орудия и ПУО «тип 13». Все названные устройства выпускались фирмой – Aichi Clock& Electric Motors Company в Нагое.

В дальнейшем во время полной модернизации ЛК получили новую СУО ГК на основе директора 94 сики хёбан сёдзун сёчи, который разместили на топе фок-мачты под бронеколпаком. Новый прицел испытывался как раз на «Нагато» и затем был принят на вооружение в октябре 1934 года. Всего до окончания войны было изготовлено 132 таких прицела.

Это устройство имело следующие характеристики: конструкция – двухосевая, фокусное расстояние люнетов – 15 см, угол склонения/возвышения - +45 …-12 градусов, максимальный крен 10 градусов, высота 1,7 м, ширина 1 м, масса 2 т.; обслуживался командой из шести человек: №1 – задавал угол возвышения; № 2– задавал азимут; №3 – стабилизировал установку; №4 – отслеживал цель; №5 – поддерживал связь; №6 (офицер) – руководил командой.

Дополнительный 94 сики хёйден находится на кормовом (резервном) мостике управления огнем артиллерии ГК на грот-мачте.

Носовая надстройка линкора «Нагато» после модернизации (1941 г.)
Носовая надстройка линкора «Нагато» после модернизации (1941 г.)

Параллельно с ЦАС, линкоры получили 92 сики сокутекибан на мостике управления огнем – внешне данное устройство, предназначенное для определения скорости и курса цели, напоминало центральный директор и имело такой же механизм наведения на цель.

Расчет сокутекибана состоял из восьми номеров: №1- отслеживал по компасу курс самого ЛК; №2 – определял изменение пеленга курса; №3 – отслеживал повороты; №4 – определял азимут цели; №5 – определял длину цели и изменение расстояния до нее; №6 – обслуживал инклинометр; №7 – определял расстояние до цели; №8 – передавал дальность и азимут на сягекибан. Прибор также изготовлялся на заводах Aichi Clock& Electric Motors Company в Нагое, имел следующие характеристики – высота -1,75 м, ширина -1,25 м, масса – 2 т.

Данные полученные при измерении передавались на центральное устройство ПУО – на 92 сики сягекибан, размещаемый на ПУО артиллерии ГК. Этот прибор также обслуживался довольно многочисленной командой из семи человек: №1 осуществлял контроль и обслуживал пеленговый и дистанционный столы; №2 согласовывал показания прибора; №3 отслеживал изменение расстояния до цели; №4 определял азимут пеленга, вносил поправки на дальность, на собственную скорость, а также на скорость и курс цели; №5 – определял курс по гирокомпасу; №6 – определял изменение азимута пеленга на пеленговом столе; №7 определял среднее расстояние на дистанционном столе, а также контролировал работу корабельных дальномеров, определяя неверные показания.

Результаты расчетов с сягекибана передавались на хёйбан. Расчет хёйбана контролировал полученные результаты, вносил поправки в параллакс, продольную и бортовую качку, определял требуемые углы возвышения орудий ГК.

Итак, как видно управление огнем артиллерии ГК было не простым делом, и требовало как довольно сложных приборов, так и обученных расчетов. Но конечно самым большим недостатком всех японских кораблей на протяжении всей Второй мировой войны было отсутствие радаров. Однако необходимо признать, что хорошо организованное управление огнем частично компенсировало этот недостаток, так что в целом эффективность огня японских кораблей была немногим хуже эффективности огня кораблей противника.

Линейный корабль типа «Нагато» (схема внешнего вида, 1944 г.)
Линейный корабль типа «Нагато» (схема внешнего вида, 1944 г.)

Понимая значимость централизованного управления огнем японцы не оставили без внимания и орудия среднего (ПМК) калибра. В ходе модернизации на ЛК типа «Нагато» для управления огнем артиллерии среднего калибра стали использовать два поста 94 сики хёйбан (по одному на борт). Эти посты размещались на мостике управления огнем артиллерии среднего калибра, размещенного сразу под дальномерным мостиком.

В 1935 году был разработан прибор 94 сики сягекибан, предназначенный для управления огнем артиллерии главного калибра легких КР и артиллерии среднего калибра ЛК. Расчет данного устройства включал пять операторов: №1 определял расстояние и изменение расстояния до цели; №2 вносил кор­рективы на собственную скорость, направле­ние ветра и изменение курса; №3 определял азимут пеленга и отслеживал его из­менение; №4 отслеживал откло­нения, №5 (офицер) контролировал работу команды. Технические характеристики 94 сики сягекибана: длина - 0.8 м, ширина - 0.6 м, высота - 0.9 м, масса - 425 кг. Также для повышения устойчивости управления кроме основных ПУО артиллерии среднего калибра на линкорах типа «Нагато» имелся запасной пост.

Ранее, рассматривая комплекс для орудий ГК - 14 сики хёйбан мы уже отметили, что его можно было применять для управления огнем зенитной артиллерии, и первое время этой воз­можностью широко пользовались. Однако возраставшая с каждый годом угроза с воздуха заставила руководство японским Императорским ВМФ всерьез заняться вопросами усиления зенитного вооружения кораблей и разработкой соответствующих СУО зенитной артиллерии.

Работы по созданию специальной СУ зенитным огнем были начаты в середине 20-х годов ХХ века, и к 1929 году фирма «Aichi Clock Company» разработала новый центральный прицел 89 сики кёся сягекибан, способный определять поправки по высоте. Однако за время работ, требования к СУ зенитным огнем значительно возросли, и уже в октябре 1929 года флот выдал задание на принципиально новую систему. Первый прототип был создан уже в 1931 году и после испытаний и устранения обнаружен­ных недостатков его 11 июня 1932 года приняли на вооружение.

.Передняя часть линкора «Нагато», вид на носовую надстройку и башни главного калибра (Схема, 1945 г.)
.Передняя часть линкора «Нагато», вид на носовую надстройку и башни главного калибра (Схема, 1945 г.)

Новый комплекс, получивший обозначение - 91 сики кёся сечи состоял из централь­ного прицела (директора) (хёйбан) и центрального вычислительного устройст­ва (кёся сягекибан), объединенных в один агре­гат - кёсяки (прибор управления огнем ПВО). Прибор предусматривал возмож­ность управления огнем при стрельбе не только по воздуш­ным, но и по надводным целям. В комплект установки входил отдельный дально­мер, показания которого передавались на центральный прицел. Система была довольно слож­ной - ее обслуживала команда из одиннадцати человек. Кроме того, из-за того, что дальномер и централь­ный прицел были разнесены, снижалась точ­ность промеров, кроме того, дальномер не был стабилизирован. Однако, несмотря на все свои недостатки СУО ПВО данного типа использовалась на японских кораблях до конца Второй Мировой войны. Линкоры "Нагато" и "Мутсу" получили данную систему управ­ления зенитным огнем в 1932 году вместе с 127-мм пушками. В ходе модернизации между дымовы­ми трубами разместили два поста управления (по одному на борт).

Технические данные устройства управления огнем ПВО: высота - 2.0 м, масса - около 3.0 т, скорость вертикальной наводки - 6° в секунду (вручную), скорость горизонтальной наводки -6.5° в секунду (вручную), 16° в секунду (механический привод), калибровка -1000-13500 м, опре­деление изменения расстояния - 90 м/с. Когда в 1938 году корабли получили новые 25-мм зенитные автоматы, то ЛК оснастили и новой СУО 95 сики кидзю сягаки сечи, при этом носовая батарея зенитных автоматов управлялась с поста на рубке, кормовая батарея - с поста, расположенного около дымовой тру­бы.

Подводя итог, можно сделать вывод, что ЛК типа «Нагато» имели достаточно мощное вооружение и соответствующие времени СУО – и в целом соответствовали общему уровню развития ЛК 30-х годов XX века. Более того, после войны американские и британские специалисты подробно изучили системы управления артиллерийским огнем ЛК "Нагато". По их заключениям, изученные приборы были далеки от совершенства, неоправданно сложны, имели многочисленные недостатки, но ... обладали высокими потенциальными возможностями и могли быть рекомендованы для принятия на вооружения "из-за очевидной выгоды"! В общем, повторимся, но даже по оценкам противников, отсутствие радаров управления огнем по надводным целям в определенной степени компенсировалось превосходной кучностью залпов, и в целом стрельба японских ЛК едва ли уступала достижениям ведущих флотов мира. В условиях хорошей видимости японская оптика и СУАО вполне заменяли РЛ оборудование западных союзников. В тоже время к началу Второй Мировой войны «Нагато» и «Мутсу» уже устарели, уступая многочисленным американским «стандартным линкорам», английским и французским кораблям-одноклассникам, хотя и продолжали оставаться в первой линии флота, до последних дней представляя вполне реальную угрозу.

Для подготовки статьи были использованы следующие материалы:
Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. - СПб.: Дидактика, 1997.- 176 с.
Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. - 256 c.
Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. - 416 c.
Переслегин С.Б., Переслегина Е.Б. Тихоокеанская премьера.- М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2001.- 704 с.
Рубанов О. А. Линейные корабли типа «Нагато». - АНО «Истфлот», Самара: издатель Р.Р.Муниров, 2005.- 68 с.
Японские линкоры типа «Нагато».- Москва: Восточный фронт, 1996 г. – 58 с.
Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. - 180 p.