Поезда концепции PUSH-PULL представляют собой состав, состоящий из локомотива и вагонов, хвостовой из которых оборудован кабиной управления. Таким образом при движении вперед локомотивная бригада находится в локомотиве, а назад в вагоне с кабиной управления, а локомотив при этом выступает в роли толкача, т. е. толкает состав. Локомотив при этом управляется дистанционно с головного вагона.
На текущей момент в России поезда подобного типа не используются, локомотивы переставляют на конечных пунктах. Однако в Европе, включая Германию или Чехию, подобное формирование пассажирских составов широко распространено. Были такие поезда и в социалистическом лагере, для многих моделистов известны подобные миниатюрные модели составов приписки ГДР или Чехословацких железных дорог. Мне приходилось наблюдать в 1988-1990 годах такой состав на станции Кошице (ныне Словакия). В СССР же практика использования составов концепции PUSH-PULL не нашла применения.
Как нам известно не прижились в СССР и двухэтажные вагоны. Но в современной России двухэтажными вагонами на локомотивной тяге Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) уже не удивить, из них сформировано уже много внутрироссийских составов. «Трансмашхолдинг», к которому относится и ТВЗ подготовил презентационные материалы, среди которых и проработка двухэтажного состава концепции PUSH-PULL.
Согласно данным «Трансмашхолдинга» долгосрочный договор на поставку пассажирского подвижного состава для АО «ФПК» в 2019 -2025 годы предусматривает разработку и производство принципиально нового подвижного состава, в том числе двухэтажных пассажирских поездов концепции PUSH-PULL, планируемых к поставке с 2023 года.
Двухэтажный поезд концепции PUSH-PULL может быть сформирован из двухэтажных вагонов с местами для сна и сидения, вагона с кабиной управления и двухсистемного серийного электровоза ЭП20 или нового электровоза ЭП40 в случае его разработки.
Двухэтажные вагоны будут базироваться на уже существующем типе и будут обладать следующими техническими характеристиками: конструкционная скорость 160 или 200 км/ч, род тока двухсистемный, эксплуатация на неэлектрифицированных путях возможна с тепловозом ТЭП70БС, управление в одно лицо возможно, автоведение наличествует, максимальная составность 10 вагонов, возможность эксплуатации по СМЕ предусмотрена, габарит вагона по ГОСТ-9238 Тпр с верхним очертанием Тб (отдельно планируется проработка возможность разработки, проработки, выпуска и эксплуатации двухэтажных вагонов габарита Т).
Возможно формирование поездов из 3,4,5,6,7,8,9,10 вагонов, при этом базовой составностью будет поезд из шести вагонов и локомотива.
Будем надеяться, что указанный проект будет воплощен в реальность.
ДДН. Фото из свободного доступа сети «Интернет» «Трансмашхолдинга».
Другие материалы по теме железных дорог:
Россия поставит пассажирские вагоны Египту
Железнодорожные сюжеты-2019. Часть 2