Найти тему

АВСТРИЙСКИЙ ВОЯЖ РОССИЙСКИХ ПЕНСИОНЕРОВ- 2

Валерия СОСЕДОВА

Фото автора

(Продолжение. Начало в № 33)

Ранним утром следующего дня выезжаем в Зальцбург. Прощаясь с Веной, интересуемся, где же Дунай? А в Вене Дуная и нет. Он отведен от города из-за опасности ежевесенних наводнений, он присутствует здесь лишь в виде канала с дунайской водой. Путь до Зальцбурга – около 300 км, дороги-автобаны великолепны, ровнехоньки, огорожены противошумными заборами в близких к поселениям местах, прекрасная разметка, множество длинных, освещенных тоннелей, несколько загадочных, с ожиданием света в конце. Пейзаж меняется, появляются поросшие лесом горы, живописные обрывы, аккуратно затянутые в опасных местах металлической сеткой, часто встречаем электроветряки, они машут трехлопастными крыльями, будто приветствуя нас. И повсюду крохотные поселочки с домиками-кубиками разных форм и цветов.

Вдруг возникает какой-то чудный замок на горе, или колокольня, или церковь, и все дружно стараются поделиться впечатлениями. Горы вдали синеют, их вершины парят, как бы отрезанные облаками. Получаем карты Зальцбурга, заранее оговариваем места встречи и стоянки автобуса, смотрим фильмы о Моцарте и истории города. Приехали, встречаемся с гидом. Красавец, седоватый, высокий, элегантный. Андрей. Не можем простить себе отсутствие диктофона: помимо информации в его речи столько доброго юмора, шуток, местных легенд и анекдотов, что хочется повторения, а невозможно! Неповторимый парк Мирабель, танцующий под венский вальс катерок на реке, замечательная старинная улица, где реклама подчинена законам старого города, роскошный кафедральный собор с пятью (!) органами, замок на горе с современнейшим фуникулером, дворики-переходы, сплошь украшенные ленточками и цветами, памятник Караяну в натуральную величину у музыкальной академии…

И конечно, Моцарт. Он здесь всюду: на портретах, на этикетках, на футболках, джинсах, сумках – на всем. Андрей ведет нас в квартиру гения. Новодел. Во время войны дом был разрушен. Восстановить помогли российские музыканты Юрий Башмет и Олег Коган, давшие несколько благотворительных концертов. Демонстрируются подлинные предметы, современные Моцарту, масса портретов, за сходство которых с оригиналом никто поручиться не может. Ну и не надо. Прямо у входа в дом стоит… живой Моцарт. За малую плату он даже ручку даме поцелует. День пролетает быстро, сувениры куплены, мы уезжаем с ощущением праздника и желанием вернуться. Мы едем на юг-восток, в Каринтию, там, наконец, поселяемся на целых четыре дня в стационарной гостинице, не шибко шикарной, но уютной, рядом с долгожданными озерами. Но нет. Озера подождут.

Есть возможность побывать на один день в Венеции, и мы, конечно же, едем туда. Снова тоннели, поля кукурузы, подсолнечника, виноградники, ветряки, небольшие городки с пряничными домиками. Вот только реклама… Всегда некстати, наглая, яркая, портит все впечатление. Пересекаем границу с Италией. Она незаметна, нужно только заплатить за дорогу на терминале – и кати себе по Италии куда хочешь! Катим и смотрим фильм о Венеции, о Дворце дожей и соборе Святого Марка. Первое, что видим в Венеции, – шикарный десятипалубный круизный лайнер «Принц Георг», пришвартованный в гавани. Красавец! На таком бы в круиз по Средиземноморью, но… В общем, надо копить денежку.

На катере по большому каналу плывем к центру. Запомнился возглас одной из туристок: «Да ведь дома прямо в воде!» И дома, и церкви, и дворцы – все в воде, и все в натуральном и в перевернутом виде – отражения. Преодолев по набережной несколько мостиков, попадаем на площадь Св. Марка. Она вся в гомоне, в солнце, в движении. Тысячи самых разных людей с фото-, видео- и еще бог знает какими камерами и устройствами. Дворец дожей и собор довлеют над всей площадью. Они и ажурны, и величественны одновременно, хочется снимать и снимать с разных точек, но появляется гид, вооружает нас наушниками, и мы отправляемся в путешествие по городу, по его узеньким улицам, бесконечным мостикам, аркам и переходам. Шум на улицах так интенсивен, что, не будь наушников, мы бы гида не услышали, а кроме того – это способ не отстать от группы. Если звук в наушниках затихает, значит, гид очень далеко впереди, надо поторапливаться.

Нам рассказывали о венецианском стекле, и вот мы в мастерской. На конце стержня в руке мастера сгусток красно-золотого раскаленного стекла, и на наших глазах он начинает какими-то щипцами вылепливать некую фигурку величиной с кулак. Вдруг возникает голова коня, потом передние ноги, туловище, задние ноги, хвост, затем хвост обрезается, коник встает на ножки и чуть приседает: он еще горячий, тельце еще золотится, а ножки быстро темнеют. Мастер прикасается бумажной полоской к коню, полоска вспыхивает! Мы аплодируем. Чудеса! Здесь же – огромный магазин с изделиями из муранского стекла. Бижутерия изумительная, скидки туристическим группам; конечно же, мы покупаем кулончики, серьги, миниатюрные гондолы на память.

А теперь – к настоящим гондолам. Черные, асимметричные, украшенные золотыми морскими коньками, помпонами, выстланные бархатом, они скользят с нами по каналам, и высоченные гондольеры пригибаются под мостиками и гордо выпрямляются после прохождения моста. И вдруг гондольер издает гортанный короткий крик. Что происходит? Оказывается, мы подошли к повороту канала и ему не видно, нет ли за этим поворотом другой гондолы. В ответ слышится подобный же крик, но на другой ноте. И гондолы не сталкиваются. Впрочем, на таких поворотах есть и специальные зеркала, но крик – это компонент гондольерского шоу. Как и баркарола. На соседней гондоле гребец поет, все слушают и улыбаются.

Плывем, наблюдая бытовые сценки венецианцев. Вот на пороге своего дома пожилая пара отдыхает на диванчике, вот плещутся рядом с входом в дом лодки, вот грузовая лодка развозит что-то. Много заколоченных окон, на некоторых подоконниках цветники, ветер колышет легкие занавески. Причаливаем в лагуне, выходить из гондолы непросто, теряем равновесие, кое-кто даже падает. Обедаем в траттории. Как же без пасты? Берем пасту с томатной подливой. Платим 8,5 евро! Мать честная, дома бы это блюдо стоило копейки, но мы в Венеции и мы туристы, Венеция живет за наш счет! Идем по набережной. Масса киосков с сувенирами. Магнитики, веера, маски всех видов и сортов. Воздух морской, никаких посторонних запахов, которыми нас пугали те, кто был здесь ранее. В воде каналов живут рыбы и устрицы, значит вода чистая. Снова катер. Прощай, Венеция!

(Окончание следует)