Найти тему
Фотоблог №1005001

Нашёл в исландской промзоне американскую военную "амфибию" времён холодной войны и залез в её кабину 🇮🇸 🇺🇲 👍🏻

Оглавление

Преамбула

Ну, конечно, в Исландию люди ездят не за этим. Ледники, гейзеры, водопады, вулканы, пляжи с черным вулканическим песком - вот это про неё. Впрочем, не спорю, что любителям всяческих монстр-каров и прочего внедорожного тюнинга в Исландии тоже будет интересно. Но вот чтобы вот так вот внезапно на задворках самого обычного исландского автосервиса увидеть огромную бесхозную амфибию в алюминиевом кузове грузоподъемностью в 15 тонн, созданную для нужд американской армии, и которых было выпущено всего менее 100 штук, этого я никак не ожидал.

Знакомьтесь, LARC XV-60. Не правда ли, очень харизматичная амфибия?
Знакомьтесь, LARC XV-60. Не правда ли, очень харизматичная амфибия?

Увидев её, я облазил машину вдоль и поперёк, но только дома, как следует изучив матчасть, осознал насколько редкий шанс мне выпал.

Небольшая историческая вводная

После второй мировой войны американцы задумались о создании машины, которая бы могла доставлять с кораблей на неподготовленный берег тяжелое вооружение и морских пехотинцев. А ещё будет вообще отлично, если высадку десанта можно будет осуществлять прямо во время прибоя.

В итоге, в 1952 году была создана гигантская амфибия BARC (Barge, Amphibious, Resupply, Cargo) грузоподъемностью целых 60 (!!!) тонн. Эта махина могла перевезти на берег тяжелый танк, роту солдат в 120 человек, да что угодно! Причем, при волнении в 4 балла по шкале Бофорта.

В 1967-68 гг., амфибии "Барк", которые к тому времени переименовали в LARC LX (где римская цифра LX означает грузоподъемность), прошли "боевое крещение" на побережье Вьетнама.

Как вы уже, наверное, догадались, LARC XV (римская 15), встреченный мной на юге Исландии, это просто младший брат монструозного LARC LX. Точнее, не младший, а средний. Так как есть ещё и LARC V, который способен брать на борт только 5 тонн груза.

Слева направо LARC LX, LARC XV и LARC V. Источник фото topwar.ru
Слева направо LARC LX, LARC XV и LARC V. Источник фото topwar.ru
Всего было построено 968 амфибий LARC всех модификаций. Порядка 600 из них были затоплены при выходе США из Вьетнама в 70-х. В 2001 году 309-я Транспортная рота была окончательно расформирована.

Некоторые уцелевшие машины были списаны и выставлены в военных музеях, а некоторые отправились на дальнейшую службу к странам-союзникам НАТО. Правда, уже не на военную, а мирную. В Исландии, например, несколько "малюток" LARC V катают туристов в Ледниковой лагуне. А вот пятнадцатитонники LARC XV, учитывая, что их изначально сделали всего меньше сотни штук (очень уж дорогими они получились), это действительно огромная редкость.

Особенности конструкции

 LARC XV и автор ростом 176 см для масштаба
LARC XV и автор ростом 176 см для масштаба

Ну что же, давайте тогда осмотрим этот раритет. Вид спереди, если амфибия едет по суше кормой вперёд. Обратите внимание на прозрачный колпак на крыше кабины управления и сиденье в центре лобового стекла.

Пусть вас не смущает цифра 60 в названии этого экземпляра. Это просто его порядковый номер, а не грузоподъемность.
Пусть вас не смущает цифра 60 в названии этого экземпляра. Это просто его порядковый номер, а не грузоподъемность.

Интересно, что обе пары колес могут управляться независимо, поэтому LARC XV способен развернуться на сравнительно маленькой площадке.

А это вид сзади или, наоборот, вид спереди в случае, когда амфибия плывет по воде.

При помощи гидравлического привода на носу может опускаться  аппарель, по которой на борт могут заезжать автомобили и прочая техника.
При помощи гидравлического привода на носу может опускаться аппарель, по которой на борт могут заезжать автомобили и прочая техника.

В LARC XV установлены два 270-сильных дизельных двигателя Cummins. При движении по суше каждый из них крутит пару колес по своему борту, а в воде уже оба двигателя вращают гребной винт через раздаточную коробку и коробку отбора мощности.

Автор на борту LARC XV-60
Автор на борту LARC XV-60

Основные ТТХ:

Экипаж: 2 человека
Общий вес: 34.1 т
Длина: 13.7 м
Ширина: 4.47 м
Высота: 4.67 м
Запас топлива: 1360 литров
Запас хода: 482 км
Дальность плавания: 160 км
Максимальная скорость движения по суше: 48 км/ч
Максимальная скорость движения по воде: 15.3 км/ч
Предельная допустимая высота волны: 3.5 м

Управление

Конечно же, было бы странно не попытаться заглянуть в кабину. К моему величайшему изумлению она оказалась открытой!

Кабина управления LARC XV
Кабина управления LARC XV

Обратите внимание, что внутри не одно, а два рулевых колеса. Первое расположено на нормальной высоте, а второе почему-то почти у пола. Что очень странно, учитывая, что как раз с той стороны расположено второе сиденье. Причем, оно установлено существенно выше основного кресла. Можно предположить, что водитель на него садится, когда амфибия движется по воде с высоким грузом, закрывающим обзор. Тогда он может наблюдать за окружающей обстановкой через прозрачный купол на крыше кабины.

-8

Непонятно только тогда, как он вращает второе рулевое колесо? Ногами? =)

UPDATE: В комментариях знающие люди подсказывают, что это штурвал на поворотном кронштейне. Там есть защелка, ее надо расконтрить и вся конструкция повернется вверх, этот штурвал в паре с основным рулем на цепной передаче.

Сухопутный автор в роли морского волка =)
Сухопутный автор в роли морского волка =)

Обратил внимание, что названия основных приборов продублированы и их показания считываются с обеих сторон.

Панель приборов LARC-15
Панель приборов LARC-15

И на этом мой доклад прошу считать оконченным. Буду рад любым дополнениям и вопросам. И еще очень надеюсь, что оцените мою статью одобрительным лайком или подпиской на канал.

Если автомобильная тема вам близка, могу порекомендовать к прочтению следующие статьи:

- Нашел на обочине забытый всеми первый советский "джип", явно переживший реинкарнацию
- Вездеход из "инвалидки"
- Горбатый кабриолет за 300 тысяч рублей