Дистанция – это расстояние, а расстояние это вопрос не то чтобы философский, но некое двойственное начало в нем присутствует.
Некоторые люди так выдерживают дистанцию, что находясь в одной комнате кажется, что нас разделяют океаны непонимания. А с некоторыми удается говорить и спорить, хотя нас разделяют эпохи. Сейчас, в период карантина, герои прошлых времен и лучшие представители человечества в будущем мысленно доступны и находятся даже ближе, чем в период нашей полной занятости.
Часто мы ссылаемся на древние традиции – вот недавно половцев с печенегами победили, силу силушкой превозмогли. И посмотрите как близко они к нам стали – картинки с печенегами в разной степени побежденности, новостные ленты с разнополярными половцами – все это теперь такое близкое.
Дистанционное обучение интересно сравнить с игрой наизусть на музыкальных инструментах. 150 лет назад игра наизусть на эстраде не считалась явлением обычным. Знаменитая Лилиас Маккинон в своей «Игре наизусть» пишет, что Клара Шуман «плакала из-за необходимости делать это [играть наизусть]», а знаменитый в то время пианист – сэр Чарлз Халле, после исполнения сонат Бетховена на сцене без нот «был обвинен газетой «Таймс» в нескромности и “искушении самого господа Бога”».[1]
Неприятие обществом новой модели исполнения в итоге привело к господству именно этого метода игры на сцене. Возможно, и даже скорее всего игра/урок через компьютер лишена многих преимуществ личной встречи, но именно сейчас есть время, возможность и, что бывает довольно редко, указание партии и правительства для проверки дистанционного обучения. Полезные вещи стоит бережно складывать в копилку методико-педагогического опыта и использовать в дальнейшем вместе с обучением регулярным.
Отдельной строкой хотелось бы выделить следующий момент нашей дистанционной работы – совершенно видно теперь, что от руководства толку нет совсем. Учителя, самостоятельно связались с учениками, разработали планы уроков и возможности связи с ними. Проводятся уроки без использования школьного оборудования и инвентаря. Возникает вопрос – а зачем нам нужна надстройка в виде администрации? Эти пожилые, достойные своих наград люди уже не то что немного, а уже совсем не понимают что происходит и как с этим жить. Им было бы хорошо работать консультантами у молодых педагогов, писать мемуары о трудовом подвиге в СССР или просто самоизолироваться.
Исключения правило только подтверждают, а мнение автора, конечно, может не совпадать…
[1] Маккинон Л. Игра наизусть. Л.: Музыка, 1966. С. 13.