Хокку как поэтическая квинтэссенция

204 прочитали
   Красотой в понимании японцев является то, что неуловимо, просто и  естественно. Именно с японских островов пришел в мир подлинный  минимализм.

Красотой в понимании японцев является то, что неуловимо, просто и естественно. Именно с японских островов пришел в мир подлинный минимализм. Хайку, оно же хокку, стало одним из способов передать чувства поэта наиболее точным и при этом «экономичным» образом. Подобный способ стихосложения до сих пор весьма популярен во всем мире, так как способен передать глубокий смысл в юмористическом или более серьезном «ключе». Его забавная недосказанность отсылает к полной загадочности восточной культурной традиции.

В свое время хокку относились исключительно к комической поэзии, однако со временем они стали использоваться для выражения куда более серьезных чувств. Стихотворец из Страны Восходящего Солнца Мацуо Басё, благодаря своему таланту, сумел довести этот жанр до соверщенства. Выяснилось, что в рамках хокку можно описать не только что-то смешное, но и весь мир!

Корнями японского хокку стал жанр танка, иначе называемый рэнга. Эти пятистишия имеют 31 слог и появились не позже VIII-го века. Отдельным жанром хокку стало лишь восемь веков спустя. Изначально «легкий» жанр обрел глубокое смысловое наполнение в XVII-ом столетии, когда начал творить Мацуо Басё. Этот мастер стихосложения почитается японцами так же, как Александр Пушкин у русских.

В отличие от нашего поэта Басё был сыном небогатых родителей, однако поэзия была доступна в Японии и бедным людям. С самого детства юный самурай полюбил стихосложение и, достигнув 20-летнего возраста, отправился в тогдашнюю японскую столицу изучать литературу. Чтобы иметь «хлеб насущный» он поступил в услужение к богатому самураю Т.Ёситаде, который сам был не чужд литературных опытов.

Когда самурай умер, Басё поступил на госслужбу, а затем стал работать учителем поэзии. Кстати, его отец и брат также преподавали, обучая знатных господ каллиграфии. Первые стихи Басё были напечатаны в 1667-ом году, однако по-настоящему знаменитым поэт стал лишь через 14 лет, после публикации своего трехстишия:

На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.

Настоящий мастер хокку умудряется в 17 слогах передать все обуревающие его в данный момент чувства. В хокку нет слишком сложных образов и многословия, однако читающему трехстишия открывается некий заложенный в него смысл. Это вполне в японском духе. Еще одно бессмертное хокку, которое оставил мастер потомкам:

Старый пруд!
Прыгнула лягушка.
Всплеск воды.

Лаконизм и внешняя простота трехстишия несут глубокий философский смысл, до сих пор вызывая ожесточенные дискуссии в среде искусствоведов. Не в этом ли и смысл жизни настоящего литератора — даже после смерти своими произведениями волновать людские умы. Как тут не вспомнить русское выражение: «Краткость — сестра таланта!».