Найти тему
Заметки с дивана

Христианская ли Русь?

Как-то общепринятым стало мнение, что русская цивилизация в своей основе христианская, что «русские коды» берутся из христианства же. Что до Владимира Красно Солнышка мы где-то на ёлках лаптем щи хлебали, а до Кирилла с Мефодием грамоте не разумели. Я уже высказывал некоторые соображения по данному вопросу в этой статье, но тут хочу упомянуть ещё некоторые нюансы.

Допустим, в довладимирской Руси (была же такая, иначе чего там Владимир крестил?) собирается некий князь Олег отмстить неразумным хазарам. Хазары (замечательные иудеи) совершали набеги на Русь, полонили людей и продавали их византийцам в рабство (добрым таким христианам). Олег сумел накостылять по полной программе и Хазарии – далеко не слабому на тот момент государству, и прибить щита на стены Царьграда – предварительно, так перепугав византийцев мощью своей дружины, что те без колебаний открыли перед ним ворота города.

К слову, князь со своим воинством поступили с константинопольцами благопристойно. Город не сожгли, не разграбили. Цветные полудрагоценные камушки из статуй на улицах не выковыривали, не мародёрствовали. Князь своего наместника в захваченном городе не посадил. С морально-нравственной точки зрения княжья дружина (а ведь это наёмники, которые живут в первую очередь грабежами и мародёрством) повела себя вполне цивилизованно. А вроде пока на Руси никаким христианством и не пахнет.

И тут вот ещё какая мысль меня беспокоит. Когда Олег с дружиной шли по бескрайним степям, лесам, весям и далям, они на местности как-то ориентировались? А как? Вероятно, по картам. Стало быть, как минимум, карты местности наши пращуры читать умели, без Кирилла с Мефодием.

А логистика у князя какая-то была? Ну, идёт толпа народа, кормить их надо? Подвозы с провиантом имеются. А сколько их? Надо ж рассчитывать на весь путь, не всё ж попутные селения объедать. Опять же, перемещается это всё на конной тяге. Коней тоже кормить и поить надо. Хорошо если по пути луга полнотравные, ан как степь суховейная? Стало быть, и фураж в запасе иметь надо. Сколько? Выходит, и считать князюшка должен был уметь. А цифры эти он исключительно в уме держал? Или логичнее допустить, что записи некоторые вёл. И снова без Кирилла с Мефодием! Поди ж ты!

А указы-то княжеские до покинутых уделов как-то доходили? Надо полагать. Вот у Пушкина в «Сказке о царе Салтане…», царь шлёт домой гонца с весточкой в виде письменного сообщения, и на месте имеются бояре способные эту весточку прочитать. Было бы логично ожидать, что и у князя Олега была такая же схема сообщений с домом. И, таки да, задолго до Кирилла с Мефодием!

В.М. Васнецов. "Олег у костей коня". Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. 1899. Акварель.
В.М. Васнецов. "Олег у костей коня". Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. 1899. Акварель.

А какая в тот момент культура, религия на Руси имеется? Вот точно не христианская. Назвал бы я это «православием», если бы это слово можно было в первоначальном значении использовать – восславление правды. А ещё точнее Прави. Мир то у славян как бы на три «ипостаси» делился: Навь – мир наваждений, иллюзий, заблуждений; Явь – мир явленных нам вещей, то, что мы глазами видим, то, как мир нам себя являет; Правь – то, как мир на самом деле существует, по правде. Отсюда и термин «прави-славие» преобразившийся со временем в «православие». А затем, в период гонений на «язычников», особенно при Иване Грозном, «православие» превращается в синоним христианства.

В те времена, при православном Иоанне Васильевич существовали царские указы, по которым за игру в кабаках на гуслях могли казнить. На гуслях же не просто так играли, но ещё и сказания под музыкальный аккомпанемент напевали. А пели не только былины о деяниях дружинников князя Владимира, но и песни Птицы Гамаюн - собственно тексты славянской исходной мифологии. И вот за это на эшафот! Так становилась Русь христианской.

В.М. Васнецов. "Гамаюн - птица вещая". 1989. Масло, холст.
В.М. Васнецов. "Гамаюн - птица вещая". 1989. Масло, холст.

Ну хорошо, хорошо, вернёмся в 988 год н.э. когда новгородский князь Владимир крестил стольный Киев град с окрестностями, принеся туда веру Византийскую – веру в бога Спаса… А что-то в связи с этим религиозным новоделом в укладе русичей тогда поменялось?

Представляю себе картину, несколько жлобов – дружинников княжеских собирают на сход окрестных мужиков и объявляют княжескую волю. Отныне богу-отцу Перуну не молимся, молимся отцу-богу Спасу! О, як оно! Ну, допустим, а с утра-то в поле пахать идти? А як же ж! Обязательно идти! Так что принципиально поменялось-то?

Существует исторический документ – «Слово о полку Игореве», описывающий события 1185 года н.э. ­– поход Киевского князя Игоря (потомка князя Владимира) на половцев. А где в тесте «Слова» хоть упоминание о христианстве? Хоть намёк? Ещё раз, Игорь прямой потомок того самого князя Владимира, с момента «крещения Руси» прошло без малого два века, город Киев, по календарю – период киевской Руси. А где христианство-то? Князь ни Иисусу Христу, ни богу Спасу, ни его Богоматери не молится. Ни факт, что вообще подозревает о существовании таковых. Княжна Ярославна, когда долго от князя вестей не было, в своём плаче обращается отнюдь ни к какому-то Господу Богу, а к Солнцу (это Ярило), ветру (а это Стрибог) и батюшке Днепру.

Так какой веры придерживается княжеская семья в стольном граде Киеве в ХII веке? Ну и вся их прислуга вслед за князем, разумеется, тоже. Так какая религия главенствует-то? Конечно, где-то на Руси христианские обители и монастыри имеются. Князь с дружиной даже вроде бы проезжал мимо одного такого. Но вот сейчас в России, я это знаю точно, где-то имеются кришнаитские ашрамы. Россия теперь кришнаитское государство? Вроде нет. А почему же тогда, во времена киевской Руси, Русь вроде как христианская? С чего мы это вообще взяли?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц