Во второй половине сороковых годов, в нашей стране активно начинает развиваться новый вид спорта – хоккей на льду с шайбой.
До этого на лед выходили с мячом и по совершенно другим правилам. Изначально потребовалось разрешение правительства, поскольку игра была основана в капиталистическом лагере и, вполне возможно, могла оказать дурное влияние на неискушенную советскую молодежь.
Внимательно изучив вопрос, серьезные товарищи в высоких кабинетах, выбрав момент, обратились к другу всех физкультурников Советского Союза.
- Можно – решил товарищ Сталин – только проследите, чтобы не проигрывали. И не забудьте определить персонального куратора.
Немедленно достали, перевели на русский язык и размножили тоненькую брошюру со сводом правил «канадского» хоккея.
Попутно выяснили, что на противоположном континенте, шайбу гоняют аж с 1875 года и там выросла целая плеяда знаменитостей, обыграть которых нереально.
Затем назначили ответственного товарища за возможный проигрыш, которому обреченно, но от всей души, пожелали удачи.
На этом забота партийного аппарата закончилась. Правда, Климент Ефремович Ворошилов, курировавший спорт с конца сороковых, выбьет ассигнования для спортсменов, поверив, что победа наших игроков возможна и над канадцами.
Но это случиться позже.
Наш хоккей создавался на пустом месте, настоящими энтузиастами. Клюшки, коньки и прочие атрибуты мастерили методом проб и ошибок, копирую образцы, купленные на свои деньги, в загранкомандировках.
Неожиданно новый вид спорта получил бешеную популярность среди болельщиков, сравнимую, разве что с футболом.
Можно назвать много достойных имен, напрямую причастных к развитию хоккея в СССР, но остановимся на одном из них – Анатолии Владимировиче Тарасове.
В 1962 году, уже, будучи главным тренером команды ЦСКА, Анатолий Тарасов получает под свое начало сборную страны, работая в паре со своим коллегой Аркадием Ивановичем Чернышевым.
К этому времени, команда уже имела в своем активе многочисленные награды, среди которых золотые медали, за победу на чемпионате мира в 1954 году.
Советские хоккеисты, в первый раз выступая на соревнованиях такого уровня, подарили миру настоящую сенсацию, обыграв в финальном матче основоположников этого вида спорта – сборную Канады.
С тех пор отечественный хоккей прочно вошел в число фаворитов на мировой арене, неоднократно доказывая свое превосходство.
Достигнув таких высот, все понимают, что расти дальше некуда, всё, что можно уже выиграно, а топтание на месте – есть движение назад.
Единственный достойный противник – это канадские профессионалы, но, помимо океана, их разделяет еще и железный занавес.
В феврале 1964 году, состоялся банкет, в честь победителей олимпийских игр, прошедших в австрийском Инсбруке.
Здесь представился уникальный случай получить добро на серию игр от самого Н.С. Хрущева.
Чернышев с Тарасовым продумали несколько вариантов, как подойти к генеральному секретарю и не получить отказ, но, как это часто бывает, все получилось спонтанно.
Разговор велся в присутствии Юрия Гагарина, что само по себе было залогом положительного решения.
Распаленный успехами, главный коммунист страны, с гордостью обнимая за плечи первого космонавта планеты, буркнул, не глядя в сторону Тарасова:
- Да пусть едут.
И махнул рукой.
В подробности Хрущев вдаваться не стал, не до того.
На это и был расчет наставников нашей сборной.
Дело в том, что игроки, вышедшие на лед с профессионалами, автоматически теряют статус «любителей» и, соответственно, лишаются права участия в олимпийских играх.
Кроме того, после первого же матча, окажется, что в социалистическом государстве, живут и работают профессиональные спортсмены, что противоречило всем канонам марксистко-ленинской теории.
Команда дублер, для последующего участия в Олимпиаде, давно была подготовлена, но решение второго пункта не представлялось возможным в принципе.
Объяснять все это Хрущеву, было пустой тратой времени.
Глава нашего государства давно уже серьезно относился только к разговорам о космосе, баллистических ракетах, собственной значимости и об определенной продукции сельского хозяйства.
Теперь, когда получено согласие Самого, отказать в проведении игр не посмеет ни один чиновник. Казалось, цель достигнута.
Кто мог предположить, что в октябре того же года товарищ Н.С. Хрущев, еще не старый человек с бешеным темпераментом, внезапно захочет покоя и выйдет на пенсию?
Хотя определенные лица уже точно знали, что это произойдет.
Все пришлось начинать заново.
Несмотря на серию побед в последующие годы, убедить руководство страны на встречу с канадцами на профессиональном уровне, порой казалось невозможным.
Вероятный проигрыш неминуемо приравнивался к позорному поражению на идеологическом фронте.
Вопрос всегда звучал однозначно: «Вы даете сто процентную гарантию успеха?».
На тренировочной площадке Анатолий Тарасов был воплощением деспота и тирана.
Уровень физической нагрузки на игроков, казался запредельным.
Какие только упражнения ни выдумывал Тарасов для своих подопечных – от кросса на одной ноге с огромными валунами на плечах, до тренировки в полную силу с металлическим обвесом на поясе.
Владислав Третьяк, например, рассказывал, что мог выкидывать коленца, сидя на корточках, на протяжении пяти минут.
Для сравнения, знаменитый Мохаммед Али не выдерживал больше пятидесяти секунд.
Спортивные сборы длились одиннадцать месяцев в году, общение с родными на этот период строго запрещалось.
Семейные торжества, дни рождения жен, детей, родителей – ничто не должно мешать Игре в Хоккей.
Сколько талантливых, перспективных ребят не захотели принять такой режим, мы, наверное, никогда не узнаем.
Тарасов расставался с несогласными без колебаний.
Миллионы болельщиков боготворили наших хоккеистов, не без зависти относясь к их славе, материальному обеспечению и, главное, поездкам за рубеж, но поменяться с ними местами, согласились бы единицы.
И, тем не менее, отдавая себе отчет, что не существует в целом мире, более подготовленных спортсменов, Анатолий Владимирович понимал – 100% гарантию выигрыша в спорте дает только Господь Бог, которого в нашей стране отменили много лет назад.
Все его доводы разбивались о единственную фразу, повторяемую чиновниками на любом уровне власти: «Они же профессионалы! Вам до них, как до небес»
Объяснять далеким от спорта партийцам прописные истины, было делом бесполезным.
Тарасов не мог сказать вслух, что, например, игрок команды «Металлург», не плавит днем сталь и хоккеист челябинского «Трактора» тоже не пашет с 8 до 17 на заводе.
И, вообще, в Советском Союзе, не существует любительского спорта на уровне международных соревнований.
Такие слова приравняли бы к идеологической диверсии.
Анатолий Владимирович и без того славился, мягко говоря, неуживчивым характером.
В 1969 году состоялся скандальный матч «ЦСКА» - «Спартак». О присутствии на стадионе Л.И. Брежнева – страстного болельщика красно-белых - известили заранее, поэтому весь руководящий состав знал, кто окажется победителем еще до стартового свистка арбитра.
Единственным бессовестным и несознательным человеком в тот день оказался Анатолий Владимирович Тарасов.
Из-за судейских подтасовок, он, в середине матча, увел свою команду с поля, заставив Леонида Ильича ждать не меньше тридцати минут.
В свое время, тогда еще совсем молодой Тарасов, неоднократно вступал в противоречия с Василием Сталиным, поэтому, сейчас, угроза лишиться партбилета не возымела действия.
Кончилось все тем, что министр обороны Союза Советских Социалистических Республик, маршал Андрей Антонович Гречко приказал подполковнику Тарасову вернуться и продолжить игру.
«Спартак» одержал победу, и многочисленная свита первого лица вздохнула с облегчением (с позиции сегодняшнего дня, возникает вопрос – чем занимались эти взрослые люди в рабочее время, и какую страну они могли построить?).
Тарасова решено было примерно наказать, лишив звания заслуженного тренера и уволив с работы.
Вместе с ним, написал заявление об уходе и Аркадий Иванович Чернышев.
Дело было не только в этом, конкретном конфликте, Тарасов вообще имел репутацию неуправляемого тренера и крайне утомительного человека.
Он все время чего-то, требовал, выбивал, иногда просил – от спортивного инвентаря, до квартир/машин/званий/премий для своих игроков. Пользуясь занимаемой должностью в ЦСКА, беззастенчиво отбирал у местных клубов лучших игроков, под предлогом призыва в армию. Постоянно дергал уважаемых людей, но со своей стороны, не соглашался ни на какие компромиссы, видимо, считая, что власть обязана помогать развитию спорта бескорыстно.
Такая наивность раздражала многих чиновников.
При этом он сам довольствовался крохотной двушкой и не проявлял особого интереса к материальным благам.
Правда, авторитарную принципиальность тренера испытывало на себе не только правительство Советского Союза, но и члены его семьи.
Узнав, что его дочь тренирует взрослых фигуристов, миновав детские группы, Анатолий Тарасов лично написал разгромную статью в газете «Правда» о недостатках в работе с тренерским составом.
Критику учли.
Этот случай дал повод всем членам Политбюро лишний раз задуматься о степени надежности и морально-нравственных качествах хоккейного тренера.
Видимо, верит в коммунизм, решили в ЦК партии.
О чем с таким человеком можно договариваться?
Но близилась Олимпиада-72, в Саппоро. Народу нужны были победы, а казне деньги за призовые места, добытые нашими спортсменами. Тарасова с Чернышевым включили в состав делегации.
Звания вернули молча.
Мол, ошибочка вышла, вас много, за всем не уследишь, сами должны понимать, товарищи.
Ближе к финалу, сложилась уникальная ситуация – наша команда заранее обеспечила себе золото, и, чтобы «пропустить», сборную ЧССР на второе место, надо было сыграть с чехами вничью.
Иначе серебряные медали доставались американцам.
Была дана соответствующая установка, которую главный тренер, конечно же, не выполнил – матч закончился победой наших хоккеистов.
Руководители Советского Союза никак не могли объяснить братскому правительству Чехословакии, что решение ПОЛИТИЧЕСКОГО вопроса, зависит от бегающих по полю человечков с клюшками и их наставника.
Кроме того, посол ЧССР в Москве, предупредил, что присутствие Тарасова и Чернышева, на предстоящем чемпионате мира в Праге, послужит гарантом массовых беспорядков.
Более убедительного предлога трудно было найти – оба тренера лишились работы в советском спорте.
На этот раз навсегда.
Легендарная суперсерия 1972 года с канадцами, состоялась без участия тов. А.В. Тарасова и тов. А.И. Чернышева. Долгие годы эти два человека добивались возможности нашим игрокам сразиться с противником на высшем, профессиональном уровне, но внезапно утратили «доверие партии и народа».
День, когда транслировался первый матч, Анатолий Владимирович провел на даче, без телевизора.
Очень скоро вышел запрет на публикацию книг, автором которых являлся бывший заслуженный тренер, офицер запаса А.В. Тарасов.
Советская власть никогда ничего не прощала, просто в зависимости от степени режима, казнь была либо физической, либо моральной.
Совсем по-другому оценили заслуги великого тренера в Канаде.
В 1974 году его имя заняло почетное место в Зале хоккейной славы. Правда, узнал об этом Анатолий Владимирович только четыре года спустя.
Национальная хоккейная лига, после серии 1972 года, пыталась заключить контракт не только с игроками из СССР, тренерский состав тоже не обошли вниманием.
Предложения поступали и самому Тарасову. Со многими коллегами из Канады, у него возникли дружеские отношения, они очень дорожили опытом, которым делился с ними наставник непобедимой сборной.
Другое дело, что коммунист Тарасов никогда бы не поехал за океан на заработки, тем более что теперь он тренировал мальчишек, по сути, основав турнир «Золотая шайба».
Шло время, мир стремительно менялся, выезд за рубеж стал абсолютно свободным.
Анатолия Тарасова пригласили в Монреаль, где торжественно открыли ледовую арену, названную его именем.
Когда он вошел в зал, овации не смолкали несколько минут.
Ему стоя аплодировали люди, которых он долгие годы считал противниками не только на ледовой площадке.
Вернувшись в очередной раз домой, сидя в маленькой двухкомнатной квартире, Анатолий Владимирович, вполне возможно, задавал себе вопрос: «За какую страну я работал и рвал жилы все это время?»
До ухода из жизни Мэтра русского хоккея оставалось чуть меньше года.
Ставьте "лайки" и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.
Конец 30-х. Поездка из Грузии в Магадан и обратно
Ялта-45. Мировое правительство
Наглядная агитация в Третьем рейхе