Человеческие отношения способны достигать замечательных этических высот, и одной из таких вершин добродетели всегда считалась взаимовыручка, искренняя помощь людей друг другу. Способность делиться всегда высоко ценилась людьми, она является одной из основных ценностей человеческой культуры. Коллективная безопасность и взаимное страхование рисков многократно повышают шансы всех и каждого на выживание и благополучное развитие. Было бы глупо и довольно опасно для общества отказываться от культуры щедрости и привычки делиться с друзьями необходимым, принимая во внимание испытания и вызовы, с которыми наша цивилизация постоянно сталкивается.
Тем не менее, одно очевидное обстоятельство часто ускользает от нашего внимания - для того, чтобы чем-либо поделиться, сперва нужно что-нибудь иметь. Щедрость и собственность - это две стороны одной медали.
Родители и воспитатели хорошо знают, что маленькие дети не сразу учатся делиться с другими. Этот важнейший этап развития личности воспитывается окружающими и осознаётся маленьким ребёнком поэтапно, по мере взросления. Умение делиться и радость щедрости приходят к детям лишь после того, как они освоят идею личной собственности, это происходит примерно в двухлетнем возрасте. Сперва человек постигает правила собственности и личного пространства, и только потом уже учится делиться всем этим с другими. Без собственности не бывает щедрости, а без понимания границ личного пространства не сможет сформироваться уважение к окружающим.
Таким образом, можно прийти к парадоксальному выводу, что капитализм, как экономическая система, основанная на двух фундаментальных принципах - частной собственности и рыночном ценообразовании - не только делает неуместным насилие, что для меня особенно важно, но также формирует ещё один важный этический ориентир - помогает воспитывать в людях щедрость. Жадность при капитализме приводит к разорению и бедности.
В капиталистической экономике, дающей каждому возможности для индивидуального развития и прироста частной собственности, гораздо чаще можно увидеть примеры взаимовыручки и благотворительности, чем в докапиталистических общественных формациях. Неуважение к институту частной собственности, наблюдаемое во многих феодальных и неофеодальных экономических системах, включая сюда плановую экономику советского типа, по сути отнимает у людей важный этический принцип - привычку делиться, подменяя его опасными идеями приемлемости нарушения границ, воровства и мародёрства.
При этом, разумеется, речь идёт не о королях и султанах, которые всегда могли похвастаться своей жадностью или щедростью. Здесь важна не столько величина богатства, которым делится с другими человек, но прочность и универсальность самого института собственности в обществе. Когда собственность воспринимается всеми как одна из основных ценностей, отношения на всех уровнях выстраиваются таким образом, что любой человек, во-первых, видит множество способов поделиться с теми, кто нуждается в помощи, и во-вторых, по сути получает ценную общественную привилегию - возможность проявить щедрость.
***
Легко лайкнуть и подписаться.