Чаще всего в этом вопросе взрослые впадают в две крайности: или безэмоциональное "Молодец" или всплеск эмоций "Ты - самый умный", "Ты делаешь лучше всех".
И то и другое не полезно для самооценки вашего ребенка.
1. "Молодец".
В этом случае малыш недополучает необходимой поддержки от своего взрослого. Если такая безэмоциональная реакция сопровождает все достижения ребенка, он попросту теряет интерес к достижению бОльших результатов.
2. "Ты делаешь лучше всех".
В этом случае вы переоцениваете способности ребенка, и это дает ему возможность особо не напрягаться: "У меня и так получается лучше всех".
Проведенные исследования подтверждают:
- те ученики, которых хвалили за приложенные усилия, стремились гораздо чаще искать новые подходы к решению поставленных задач, а свои промахи объясняли недостаточным старанием.
- те ученики, которых хвалили за ум, выбирали преимущественно задания, подтверждавшие уже имеющиеся у них способности, не слишком упорствовали при решении более сложных задач, что приводило к падению самооценки, мотивации, проявлялась повышенная тревожность.
Так вы наверняка знаете таких детей, которые исправляют свои оценки в дневниках, только чтобы взрослые не узнали о "четверке" вместо "пятерки". Такие дети начинают обманывать, лишь бы не лишиться похвалы родителей.
А как же нужно?
Прежде всего нужно хвалить за приложенные усилия, за упорство в достижении цели, старание:
- Ты сегодня очень потрудился!
- Ты у меня очень внимательный!
- С каждым днем ты делаешь это всё лучше и лучше!
- Ты сделал это сам!
- Ты в этом сам разобрался!
- Было сложно, но у тебя получилось!
- Сегодня получается уже лучше, чем вчера!
!!!Даже малышам до года нужно слышать от нас слова похвалы. И пусть кажется, что ребенок ничего не понимает. Он отлично считывает наши эмоции. Слова должны сопровождаться радостной улыбкой, тогда они непременно станут подкреплением для освоения новых навыков.
А как Вы хвалите своих детей?))