Найти тему

Как вернуть деньги за авиабилет в условиях пандемии?

​​✈️

Как вернуть деньги за авиабилет в условиях пандемии?

Эпидемия и введение режимов заставили нас менять планы. Многие не смогли воспользоваться оплаченными авиаперелетами. 

Казалось бы, живем в правовом государстве и проблем с возвратом денег за билеты возникнуть не должно, но... 

Некоторые недобросовестные авиакомпании перестали возвращать деньги за отмененные рейсы и вместо денег предлагают сертификаты на приобретение билетов и услуг. Далеко не всех это устраивает, нужен возврат денег. 

Пришлось подготовить алгоритм, как пассажиры могут защитить свои интересы в таких случаях.

Есть две основных ситуации: 1) самолёт не летит и 2) самолёт летит, но не летит пассажир.

1) Самолёт не летит

Яркий пример - международные перелеты. С 27 марта 2020 года по решению Росавиации временно прекращаются регулярные и чартерные рейсы из России в другие страны. Если вы попали в эту ситуацию, то авиакомпания обязана вернуть вам полную стоимость билета. И точка. Основание - часть 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ:

«в связи ... действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата»

Для получения потраченных на билет денег в этом случае достаточно обратиться в авиакомпанию.

Но не смотря на то, что в законе чёрным по белому написано - возврат - некоторые авиакомпании тупят.

❗️Лайфхак: если вы оплачивали билет картой, используйте запрещённый приём - чарджбэк!

По правилам платежных систем, если оплаченная услуга не была оказана держателю карты, он имеет право потребовать от банка, который выпустил карту, компенсацию потраченных денег.

Процедура выглядит так: 

А) держатель карты обращается в свой банк (банк-эмитент) и сообщает, что услуга не была оказана и поставщик (в нашем случае авиакомпания) самостоятельно не вернул деньги

Б) банк-эмитент требует от банка, который обслуживает поставщика услуги (банк-эквайер), возврат средств (так называемый чарджбэк)

В) банк-эквайер выплачивает компенсацию из собственных средств и в дальнейшем списывает эти деньги со счета поставщика услуги. 

А что делать, если не возвращают по-хорошему.

2) Самолёт летит, а пассажир нет

Распространено на внутренних авиалиниях. Где-то введён карантин, кто-то заболел, у кого-то изменились планы. Вариантов может быть много.

В этой ситуации отношения регулируются также статьей 108 Воздушного кодекса РФ. Статья большая, написана давно и криво, но вот основные тезисы:

1) Возврат бывает вынужденный и добровольный.

2) При вынужденном возврате (болезнь или смерть пассажира, члена его семьи либо близкого родственника) деньги возвращают в полном объёме.

3) При добровольном возврате билеты бывают «возвратные» и «не возвратные».

Если билет «не возвратный», то плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм в пользу иностранных организаций.

По «возвратным» билетам:

- если уведомили за 24 часа то возвращается стоимость билета за вычетом фактических расходов авиакомпании

- если менее 24 часов но до окончания регистрации - стоимость билета минус фактические расходы и минус неустойка 25%

- если после окончания регистрации то вообще ничего не возвращается.

Если авиакомпания нарушает ваши права жалуйтесь в Роспотребнадзор.