Найти тему
6000 миль до Голливуда

Восходящее солнце

Оглавление

(Rising Sun, 1993, США)

Слушайся белого гайдзина, чёрный гайдзин!  Он дурного не посоветует.
Слушайся белого гайдзина, чёрный гайдзин! Он дурного не посоветует.

Интересно, сколько бы нынче собрал в мировом прокате детективный триллер, да ещё с японским колоритом? Тем, чья концентрация здесь настолько сильна, что даже странно, отчего двух главных героев играют не японцы.
Ну, беря во внимание, что даже обычные детективные триллеры Голливуд теперь почти не снимает из-за их хронической убыточности, то про экзотические и говорить нечего. Кабы такой и сняли, то сразу же отправили бы его в интернет-кинотеатры, где ему ещё хоть что-то светило бы.

Тем не менее в начале 90-х экранизация романа Майкла Крайтона "Rising Sun" разродилась достойной для фильма "не для всех", трёхкратной прибылью в 107 млн. $. И мудрёная "японистика" зрителей почти не смутила.
Наоборот, Шон Коннери в роли эксперта по азиатским традициям и нравам стал весьма харизматичным экскурсоводом по этим самым традициям и нравам. Настолько, что "Восходящее солнце" по сей день хочется пересматривать, открывая для себя всё новые сюжетные изюминки, не замеченные ранее.

Как и у других крайтоновских историй, у этой тоже есть не одно смысловое дно. Помимо детективного расследования, весь сюжет наполнен авторской тревогой о том, что в Штаты по деловым и финансовым каналам вторгается грозная сила со своей культурой и порядками. Та, которая подчеркнуто отказывается следовать местным традициям даже на американской земле. Напротив, эта сила сама заставляет работающих на неё американцев играть по её жестким правилам. Без каких-либо компромиссов и дипломатических увёрток.
Ибо таков он, большой японский бизнес, решивший отыграться на Америке за поражение своей страны во Второй мировой войне.

Это в "Живешь только дважды" герой Коннери Бонд мог просто взять и надрать любому японцу его ketsu, а здесь приходится действовать уже гораздо более тактично и замысловато.
Это в "Живешь только дважды" герой Коннери Бонд мог просто взять и надрать любому японцу его ketsu, а здесь приходится действовать уже гораздо более тактично и замысловато.

И лишь такие хитрые прагматичные люди, как детектив Коннор (Шон Коннери), действуя по принципу "знай своего врага", способны проникать в его закрытые от чужаков, тайны и мысли. Поэтому Коннора и вызвали на подмогу молодому лейтенанту полиции Смиту (Уэсли Снайпс), когда тот прибыл в лос-анджелесскую штаб-квартиру корпорации "Накамото". Туда, где прямо на торжественной вечеринке открытия этого небоскрёба кто-то задушил девушку из эскорт-услуг. Конечно, не у всех на виду, однако дело грозило обернуться громким скандалом, чего японцы хотели всячески избежать.

Проблема в том, что хотеть-то они хотели, да только общаться с беспардонными американскими копами... ну не то, чтобы отказывались, а, скажем так - не торопились.
Дабы ускорить этот процесс, и был приглашён "японутый" капитан Коннор, большой знаток и поклонник культуры Страны Восходящего солнца. А также единственный коп, кто общался с японцами в их вежливой манере, а не в типичном янки-стиле "можем повторить".

Присутствие Коннора стало вдвойне уместным, когда выяснилось, что убийство в "Накамото" было отнюдь не простым, а по-азиатски мутным. С чем бесхитростный Смит в одиночку уж точно никогда бы не справился. Какое там - даже с талантами и связями Коннора им обоим пришлось нехило поднапрячься. А также рискнуть своими шкурами и вспомнить "кунг-фу", ведь кто только в это дело оказался ни замешан: от мелких японских клерков и калифорнийских адвокатов до якудза и толстых шишек американской политики.

Примерно так же на Уэсли Снайпса посмотрели налоговые инспекторы, когда он, в ответ на обвинение о неуплате 15-миллионного налога, хмыкнул и заявил: "Блин, а чего раньше-то не сказали? Ноу проблемс, дайте пакет, сейчас принесу".
Примерно так же на Уэсли Снайпса посмотрели налоговые инспекторы, когда он, в ответ на обвинение о неуплате 15-миллионного налога, хмыкнул и заявил: "Блин, а чего раньше-то не сказали? Ноу проблемс, дайте пакет, сейчас принесу".

***

В общем, вопреки тому, что сценарист Крайтон обиделся на режиссёра Кауфмана за то, что он превратил копа Смита из белого в чёрного, и не стал доделывать экранизацию своего романа, она всё равно получилась стоящей. И Коннери, и Снайпс, и Харви Кейтель, и Кэри-Хироюки Тагава, и Тиа Каррере, и остальные - все отлично вписались в свои роли и все постарались на славу.
И хоть, как я и сказал, кино из-за своей специфической японо-темы ориентировано не на всех, оно всё равно настежь открыто для понимания массовым зрителем. Так же как и ныне покойный Крайтон не писал книг, в которых бы не разобрался массовый читатель. А тем более российский, у которого всегда есть под рукой поллитра - универсальный подсказчик надёжнее любой Википедии.

Трейлер фильма: