Часть 1. Детство
“Певец во стане русских воинов”
Давыдов, пламенный боец,
Он вихрем в бой кровавый;
Он в мире счастливый певец
Вина, любви и славы
В. Жуковский
Статья посвящена жизни и деятельности поэта, гусара, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова.
Поэтический талант Дениса Давыдова почитали все: от признанных литераторов, до простых читателей. Пушкин, Жуковский, Вяземский, Баратынский, Языков и многие другие посвящали отважному партизану свои стихи. Пушкин, лично познакомившийся с гусарским поэтом зимой 1818-1819 года в Петербурге, через всю жизнь пронес восторженное увлечение «Денисом-храбрецом». И даже всерьез утверждал, что именно Давыдову был обязан тем, что «почувствовал возможность быть оригинальным».
Денис Васильевич Давыдов родился 27 июля 1784 года в Москве. Его отец Василий Денисович Давыдов был сподвижником А.В.Суворова. Мать - Елена Евдокимовна, дочерью новороссийского наместника, генерала Щербинина. Из четверых детей Денис был старшим и по свидетельствам очевидцев самым резвым и непоседливым. Однажды, в 1793 году, Александр Васильевич Суворов, в ту пору командовавший кавалерийским корпусом, возвращался с маневров. Все население лагеря и близлежащего села высыпало в поле. Каждый хотел хотя бы издали взглянуть на легендарного полководца. Прибежал и сын полкового командира – девятилетний Денис. Он был весь во внимании, любопытен и восторжен.
Суворов остановил коня и спросил мальчика:
- Любишь ли ты солдат, друг мой?
- Я люблю Суворова; в нем все: и солдаты, и победа, и слава, - мгновенно ответил тот.
- О, помилуй Бог, какой удалой! Это будет военный человек...
Так великий Суворов напророчил Денису Давыдову его судьбу.
Давыдовы принадлежали к одному из старинных дворянских родов. Они происходили от татарского мурзы Тангрикула Кайсыма. У Кайсыма был сын Минчак. Он выехал из Большой орды на службу к Великому князю Московскому, крестился, стал называться Симеоном Косаевичем. А его сын, Давыд Симеонович, положил начало фамилии.
За верную службу Давыдовы были «жалованы» вотчинами, служили стольниками и воеводами. Дед, Денис Васильевич, принадлежал к числу просвещенных людей своего времени. Он знал несколько языков, имел большую библиотеку. Водил дружбу с М.В.Ломоносовым. Не жалел средств на образование детей.
Сын его, Василий Денисович, небольшого роста, плотный мужчина с сильной проседью в чёрных волосах, славился веселым характером, остроумием и хлебосольством.
Офицеры полка, часто собирались в кабинете своего командира. Разговоры между ними сводились к обсуждению выигранных Суворовым сражений, воспоминаниям о нем.
Но никто, пожалуй, не слушал этих рассказов с таким жадным любопытством, как кареглазый, курносый мальчик, обычно выбиравший себе местечко где-нибудь в сторонке. Это был Денис.
Образ Суворова давно занимал воображение Дениса. Детские годы будущего поэта ничем не омрачались. Отец очень любил его, баловал, на проказы смотрел сквозь пальцы.
6 ноября 1796 года скончалась императрица Екатерина II. На престол вступил сын ее Павел, непростой характер которого был известен. Василий Денисович «попал в опалу»
В полку провели ревизию. Василий Денисович в хозяйственных делах разбирался плохо, не любил бумажной волокиты. В канцелярии было не всё в порядке. Ревизоры насчитали около ста тысяч казенных денег за полковым командиром и определили отдать его под суд.
Василий Денисович заложил часть своих имений и уплатил насчитанные на него деньги. Но стоило заложить подмосковную, как сразу же выявились значительные частные долги. Проигрывая в карты, Василий Денисович частенько выдавал долговые обязательства. Общая сумма долгов возросла. Пришлось продать остальные поместья.
Вместо проданных имений Василий Денисович купил в Можайском уезде у помещика Савелова небольшое село Бородино, сам взялся за хозяйство. Кроме того, осталась орловская деревушка Денисовка. С ней не захотел расстаться: там прошло его детство.
Денису шел уже пятнадцатый год. Несмотря на изменившиеся обстоятельства, он думал лишь о военной службе, предсказанной ему Суворовым. Денис был мал ростом, но крепко сложен. Он старался всячески себя закалять. По-суворовски вставал чуть свет, обливался холодной водой, спал на жесткой постели. Научился превосходно обращаться с оружием, метко стрелял, а на лошади ездил, как опытный кавалерист.
Летнее время Давыдовы проводили теперь в Денисовке или в Бородино. Бородино нравилось Денису больше: там было привольнее. Денис мог сутками не слезать с коня, охотясь на зайцев и лисиц в обширных бородинских полях.
Среди московских знакомых Василия Денисовича своим умом и образованностью выделялся помещик Иван Петрович Тургенев. Денис подружился со старшими его сыновьями – Андреем и Александром, учившимися в Московском университетском пансионе. Мальчики были общительны, любили поспорить на литературные и философские темы.
Как-то раз Александр, встретив Дениса, сказал:
- Приходи вечером к нам… Один пансионный приятель свои стихи читать будет… Чудо! Гений! Сам Карамзин хвалит!
Денис приглашение принял и вечером отправился к Тургеневым.
Юноша, которого он там встретил, произвел впечатление приятное. Их представили. Звали его Василий Жуковский. Он начал читать свои стихи. http://militera.lib.ru/bio/serebryakov_gv01/index.html
Денис испытал какое-то странное чувство. Созревало страстное желание самому попробовать силы в стихах. Разумеется, никому в этом Денис не признался. Но прощаясь с Тургеневыми, взял у них несколько новейших альманахов и книг. И две недели прилежно постигал стихотворную мудрость. Порой казалось ему, нет ничего проще, как складывать слова в гладкие строфы, а стоило взять в руки перо, и мысли куда-то исчезали, а слова порхали перед глазами, словно бабочки на весеннем лугу. Писать стихи оказалось не так-то просто! http://militera.lib.ru/bio/serebryakov_gv01/index.html
Перемарав несколько листов бумаги, испортив десяток перьев, Денис сочинил наконец нечто такое, что сгоряча принял за стихи. Жуковский его раскритиковал.
Первые стихи Давыдов спрятал. Все советы Жуковского запомнил и тайно от всех продолжал сочинять в том же духе, испытывая большую внутреннюю радость творчества.
Вместе с тем Денис настойчиво пополнял свои военные знания. Много читал и не упускал случая, чтобы поговорить с ветеранами прошлых войн, частенько навещавшими отца.
Обладая отличной памятью, Денис научился живо и занимательно передавать многие исторические и военные события.
Однажды был организован семейный совет, на котором было принято окончательное решение относительно будущей службы Дениса. После него Василий Денисович отбыл в Петербург хлопотать об устройстве сына.
Отец отсутствовал более трех недель. Домой вернулся на самое рождество, румяный, радостный, с ворохом подарков, и чуть ли не с порога объявил, что записал Дениса в кавалергарды. Денис был счастлив.
Продолжение следует...