Найти тему
Андрей Локиев

Как научиться читать стихи для себя?

Помню, искал я при помощи Яндекса одну книгу по теории писательского мастерства.

И вдруг выплыли ссылки на статьи «как научиться писать стихи». Заинтересовался. Ввёл эту фразу и… сколько нашёл! Не я – Яндекс.

Посмотрел.

Думаю, никто не удивится, что разочаровался, хотя ожиданий, в общем, и не было.

Есть замечательные литературоведческие разборы уже написанного, интереснейшие вещи, для тех, кто серьёзно этим занимается, а вот интересных учебников о том, как писать стихи – нет.

Очень уж тут много индивидуального.

В одной коллективной монографии института филологии АН СССР была выдвинута и обоснована утверждение, что серьёзный след в истории поэзии оставляет только автор обладающий индивидуальным стилем – идиостилем.

Мне уже приходилось писать в статье «Зачем читать стихи?», о том, что самое большое отличие чтения короткой стихотворной формы от повести или романа в том, что в стихотворение нужно «нырнуть» сразу. Моментально погрузиться в эмоциональный мир передаваемый автором. То ли дело в прозе – это можно сделать не спеша к середине книги, часто весьма объёмной.

Теперь настало время разобраться, чем можно помочь человеку научиться погружаться в эмоциональный мир стихов сразу, с первой строчки.

Помню в одной телепередаче, известный писатель и литературный критик Никита Елисеев высказал своё несогласие с литературоведом Юрием Лотманом в плане того, что является определителем качества стихотворения, то есть что делает стихотворение хорошим.

Лотман писал в своей статье «О поэтах и поэзии»: «…выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная ему, художественной системы».

Никита Елисеев возразил, что «стихи более связаны с эмоциями, а не с информацией». Надо сказать я, как психолог, этому возражению искренне удивился, поскольку точно известно, что большую часть информации, порождаемую людьми, составляют именно эмоции. Вот только многие, не отдают себе отчёт, что эмоции – это тоже информация. Более того, часто это информация, доминирующая в формировании смысла всего информационного посыла.

Например, как в музыке – если кто удивился, подтверждаю – музыка это тоже информация, которая может передавать нам бравурный мажорный настрой, или созерцательное спокойствие, или лёгкую грусть.

Однако у всех видов информации есть важное отличие от той информации, что получает человек, читая книгу. Любая информация, кроме той, которую мы получаем при чтении, сразу передаёт своё эмоциональное содержание, что называется наглядно.

При устном общении мы видим мимику и жесты собеседника – зрительная информация, слышим тон и динамику речи – звуковая информация, а если уж дошло до телесных контактов (не обязательно драка, может быть радостные или горькие обнимания), то тут в ход пошёл и тактильный и кинестетический способ передачи информации.

Подобный подход безошибочно передаёт настрой собеседника.

При чтении подобная наглядность отсутствует. Читателю приходится проецировать внутри себя всё эмоциональную составляющую. Но тут процесс чтения натыкается на подготовленность читателя, на богатство его внутреннего эмоционально-эстетического мира. Как так – спросят многие, разве не задача книги развивать читателя? Всё именно так, но нельзя достроить десятый этаж, сразу после четвёртого, необходимо возвести с пятого по девятый. Так и книга сможет зацепиться только за необходимый базовый уровень читателя, без которого эмоциональный мир произведения не тронет человека.

Так, мой знакомый, когда первый раз читал «Град обречённый» братьев Стругацких, ничего не понял и не дочитал. А через год прочёл на одном дыхании. Не нужно пояснять, что за этот год его внутренний мир обогатился, чтобы подойти к сложным конструктам книги, и уже обогатиться далее через неё.

Правда есть выход, как не встать в зависимость от своего внутреннего мира – это аудиокниги.

Выход этот придуман не сегодня, поскольку художественные произведения изначально были театральными или просто устно исполняемыми жанрами искусства. Аудиокнига тоже не является чем-то принципиально новым. Сегодня можно под видом аудио-книги скачать радио спектакль, записанный в 60-е годы.

Аналогично дело обстоит со стихами. Прочитанные мастерами речевого жанра, профессиональными актёрами, стихи раскроют глубину своего эстетико-эмоционального содержания.

Но есть важный момент: текст исполненный актёрами, будет полностью насыщен оттенками ИХ эмоционального представления о переживании лирического героя, как и в обычном спектакле, где эти же оттенки будут переданы ещё и мимикой и жестами. (Это и является первой причиной, почему, спектакли поставленные по одним и тем же пьесам столь разняться). Не останется ни какого пространства для собственной фантазии. По этому поводу не удивляйтесь, если аудио версии книг, которые вы много раз читали, вызовут у вас отторжение. Дело в том, что у вас есть собственное представление о героях, их характерах и внутренних мотивах, а актёры придадут им иной подтекст. Из-за этого некоторые «высокомудрые» утверждают, что аудиокниги вообще не надо слушать, ну так им и в театр ходить не зачем, ведь «Гамлета» тоже можно прочесть в книжном издании.

По-настоящему эстетически развитый человек всегда с интересом воспримет новую сценическую трактовку, и неважно будет ли это только звуковой ряд, или игра на сцене.

Однако исполненное актёром стихотворение совершенно не оставляет возможности для читательской фантазии, возможности насытить мир лирического героя своими красками, поскольку его насыщает исполняющий актёр.

Возникает вопрос – а можно ли с одной стороны помочь человеку получить эмоциональный настрой на произведение, а с другой оставить ему возможность для собственного видения фабулы произведения?

Что кроме тональностей актёрского голоса может сразу настроить на нужную эмоциональную волну при чтении стихотворения?

Изображение.

Ведь недаром книги издавна украшались иллюстрациями.

Художники изначально стремятся передать в своих картинах настроение, а фотографы признают, что только та фотография, что имеет тонкое эмоциональное содержание, может считаться художественной. Значит, изображение, совпадающее по настроению со стихотворением, может настроить читателя на восприятие текста?

Да.

Но стихи нужно не иллюстрировать, а вписывать внутрь изображения, так чтобы текст становился гармоничным целым с картиной.

Это уже делал английский поэт и художник Вильям Блейк.

Ток мы и получим визуализированное стихотворение – стихо-визуализацию.

Об истории и развитии данного искусства в следующих публикациях.

Подписывайтесь

и поддержите лайками если Вам интересно!