Всем Доброго времени суток.
На форумах да и не только люди часто задают вопросы насчет шумоподавителей. Какой из них лучше? Нужны ли они? И так далее. Здесь разговор пойдет о различных шумоподавителях. Итак начнем.
DNL(Dynamic Noise Limiter). Разработан фирмой Philips (Нидерланды). Самый первый вид ограничителей шума. Аналогичный стоял в нашей Ноте 203, например, и назывался СШП Маяк. Это динамический шумоподавитель. Сигнал в ограничителе шума DNL передается по двум каналам. Первый основной канал - широкополостный с постоянным коэффициентом передачи. Второй канал состоит из фильтра высоких частот с коэффициентом передачи, зависящим от напряжения входного сигнала. Сигналы обоих каналов вычитаются. Принцип его действия заключается в том, что при сильном сигнале он не работает, потому что высокочастотный шум в таком случае маскируется полезным сигналом. А при уменьшении уровня сигнала он плавно срабатывает и ограничивает спектр выше 5 кГц. Улучшение сигнал шум составляет около 5 дБ(3-5дБ), что довольно мало. Недостатком также является и то что при слабом сигнале (например в середине композиции фрагмента с большой динамикой) он тоже может сработать. Эффект проявляется так как будто из композиции вдруг пропали какие-то высокочастотные составляющие. Главный плюс этой системы заключается в том, что она работает только в режиме воспроизведения с любой фонограммой и ей не нужна для работы специально выполненная запись.
Следующая система High-Com. Эта система была разработана в начале 80-х годов фирмой Telefunken (Германия). Она работает как при записи, так и при воспроизведении уже во всем диапазоне частот. При записи как компрессор(сжатие), а при воспроизведении как экспандер (расширение). Таким образом подавляются паразитные шумы не только в высокочастотном спектре, но и в нижней его части. Естественно для того чтобы при воспроизведении не прослушивались переходные процессы от работы шумоподавителя временные константы компрессора и экспандера должны быть с точностью одинаковыми. Недостатком системы является то что записи сделанные с ее помощью можно было воспроизводить лишь на устройствах оборудованных этой системой (практически только на аппаратах на которых делалась запись). Система High-Com обладает уже гораздо большей эффективностью (15-20дБ). Аналогичная система стояла в наших Вегах 120, 122, например. Несовместимость этой системы с другими отодвинула ее на задний план.
Система Dolby(Dolby Laboratories Inc. (Англия), созданная Ray M. Dolby)
Dolby A. У простых систем компрессор-экспандер возникает опасность возникновения искажений при перегрузке усилителя воспроизведения при воспроизведении громких фрагментов в компрессированных сигналах с большим уровнем. В системах Dolby при записи вместо компрессии (сжатия) сильных сигналов применяется экспандирование (расширение и усиление) слабых сигналов. При воспроизведении наоборот, что одновременно приводит к снижению шума. Применение этого метода обработки сигналов и автоматического управления временными константами при увеличении амплитуды сигнала решают проблемы недопущения перегрузки усилителя воспроизведения, которые приводят к искажениям сигнала. В этой системе используется разделение частотного диапазона на четыре полосы до 80 Гц, от 80 до 3150 Гц, от 3150 до 9 кГц и более 9 кГц. Система Dolby A улучшает соотношение сигнал-шум на 10-15 дБ. Однако в силу своей сложности и дороговизны применяется лишь в профессиональной аппаратуре.
Dolby B, она же Dolby NR(Noise Reducer)- cильно упрощенная Dolby A, применяемая в основном в кассетных магнитофонах. Системой Dolby B (NR) оборудованы практически все стационарные кассетные деки даже самого низкого класса, многие музыкальные центры и даже некоторые кассетные плееры. Оригинальный принцип системы Dolby A в системе Dolby B(NR) сохранён. Однако обработка сигналов осуществляется лишь на частотах выше 1 кГц. Во время записи громкий сигнал записывается без изменения, в то время как тихий усиливается и записывается с более высоким уровнем. При воспроизведении сигналы, которые были усилены, опять ослабляются и вместе с ними ослабляются и соответствующие составляющие шума. В результате соотношение сигнал-шум улучшается приблизительно на 10 дБ. Поскольку обработка сигнала осуществляется как при записи так и при воспроизведении записанный материал несовместим с записями сделанным без применения системы Dolby B(NR). Чтобы было возможно воспроизводить записи, выполненные без использования системы, кассетные магнитофоны оборудованы выключателем этой системы.
Dolby C. Эту систему можно условно представить как две системы Dolby B, включенные последовательно. Так же у этой системы в состав входит система антинасыщения магнитной ленты которая дает возможность увеличить уровень записи в области высоких частот (на частотах выше 10 кГц) на 5 дБ. С применением системы Dolby C улучшение соотношения сигнал-шум составляет 15 дБ, а на частоте 1 кГц даже 20дБ. Несмотря на все вышеуказанные достоинства система Dolby C, как и Dolby B имеют ряд недостатков в частности в канале записи-воспроизведения отсутствует информация о том насколько должен быть экспандирован сигнал, чтобы обеспечить передаточную характеристику обратную характеристике компрессора. Это обеспечивается в системе только тем что максимальный уровень сигнала, поступающего на вход экспандера должен иметь строго определенную величину. Разные магнитные ленты для звукозаписи отличаются друг от друга чувствительностью. Если используется неподходящий тип ленты то на вход экспандера поступает сигнал с уровнем отличающимся от номинального. Существенная ошибка возникает и при воспроизведении записи сделанных на другом магнитофоне. Результатом является неправильное экспандирование сигнала с нарушением линейности а также искажениями частотной характеристики. Условием правильного функционирования системы Dolby B и C является оптимальное намагничивание ленты а также точная регулировка канала записи воспроизведения при помощи индикатора уровня. Только так может быть гарантирована идентичность характеристики экспандера при записи и обратные характеристики компрессора при воспроизведении с допустимой погрешностью без использования опорного сигнала перед записью, который применяется в профессиональном оборудовании с системой Dolby A.
Dolby SR(Spectral Recording)(1986 год). Появление цифровой техники вызвало необходимость дальнейшего улучшения соотношение сигнал-шум. Dolby SR предназначена для профессионального использования в студиях. Система состоит разумеется из компрессора ко входу которого подключён контур для специальной обработки высоких и низких частот. Для снижения несбалансированности частотных характеристик на обоих концах передаваемого диапазона, а также для отрезания возможных инфра- и ультразвуковых помех выход экспандированного сигнала оборудован контуром для комплементарного спектрального контроля, выравнивающего влияние входного сигнала. Главный сигнальный участок цепи проходит через три суммирующий системы и две системы антинасыщения. От главного участка цепи сигнал разделяется в боковые сигнальные ветви. В режиме компрессии их сигнал складывается с сигналом, приходящим от главного участка цепи а в режиме экспандирования отнимается от него. Боковые сигнальные участки цепи создаются при помощи 3-х уровневых каскадов - для высокого, среднего и низкого уровня. Высоко- и среднеуровневые каскады разделяются ещё на две части - высокочастотную и низкочастотную. Каждая ветвь состоит из двух контуров (цепей)- с падающей частотной характеристикой и постоянного. Только в низкоуровневом каскаде имеется составная часть, подлежащая обработке в высшей частотной области. Часть обрабатывающей высшей частотной области на всех каскадах может перестроиться на низшие частоты (200 Гц) и обеспечить тем самым компрессию (сжатие ) или экспандирование (расширение) над преобладающей составной частью сигнала. С другой стороны, низкочастотная часть может перестроиться по направлению к высоким частотам (около 3 кГц) и обеспечивать сжатие или расширения под этой составляющей. Разделительная частота между низкочастотным и высокочастотным каскадом составляет 800 Гц. Уровни порогов отдельных каскадов составляет - 30, - 48 и - 62 децибела ниже номинального уровня, который находится на 20 дБ ниже уровня ограничения Dolby SR . Каждый из каскадов прибавляет 8 дБ. Общее улучшение динамики составляет 24 децибела на высоких частотах (выше 800 Гц) и 16 децибел на низких частотах (ниже 800 Гц). В главный участок цепи включены ещё системы антинасыщения для низких (до 100 Гц) и высоких (более 4 кГц) частот. Общий эффект антинасыщения составляет у Dolby SR : 10 дБ на 25 Гц, от 2 до 3 децибел на 5 кГц, 6 дБ на 10 кГц и 10 дБ на 15 кГц. Достижимая динамика системы Dolby SR на студийном магнитофоне при движении ленты 38 см/сек. сравнима с динамикой 16-битной обработки с линейной квантизацией. Система Dolby SR менее чувствительна к перепадам уровней и частотных характеристик, чем Dolby A .
Dolby S это упрощенная Dolby SR для бытового использования. По выполняемым функциям она напоминает своего старшего брата, однако в ней используется лишь два каскада, имеются и некоторые другие упрощения. Улучшение динамики на низких частотах достигает 10 дБ, а на высоких даже 24 дБ.
Hx Pro (Headroom Extension Professional)(Bang & Olufsen) в отличие от своих сверстников это система не предназначается для снижения шума, а служит для улучшения воспроизведение высоких частот. Используется тот факт что высокочастотная энергия звукового сигнала оказывает на записываемый материал такое же воздействие как предварительное намагничивание. Принцип действия Hx Pro заключается в регулировании предварительного намагничивания в зависимости от величины высокочастотной составляющей входного сигнала в процессе записи. Сигнал находится под постоянным контролем, если он содержит большое количество высокочастотных пиков, то величина потока предварительной магнетизации постепенно снижается таким образом этот процесс приводит к расширению диапазона в области высоких частот, которые записываются с высшим уровнем без увеличения искажений, что благоприятно сказывается на улучшении шумовых отношений записи. В отличие от систем шумоподавления, система Hx Pro работает лишь в процессе записи, поэтому кассеты записанные с использованием этой системы могут с успехом воспроизводиться на аппаратуре не оборудованной HX Pro.
DBX(DBX Inc.)(США) один из видов компандера. Система работает во всем диапазоне звуковых частот и на всех уровнях сигнала, что снижает ее чувствительность к частотным и фазовым искажениям. Эффективность составляет 30дБ !!! Фирмой было заявлено что при использовании в кассетном магнитофоне ленты 4 типа с этим видом шумоподавителя было достигнуто соотношение сигнал-шум аж 92 дБ. А некоторые аппараты Technics оборудованные системой DBX гордились написанными на них словами динамика 110 дБ. DBX также были двух типов. DBX -1 для студийного использования и DBX -2 для бытового. Система DBX-1 по эффективности не уступала системе Dolby A. Невозможность высококачественного воспроизведения без использование системы DBX отодвинула эту компандерную систему на второй план.
Естественно были и другие системы шумопонижения. Я перечислил лишь самые известные. Из описания уже понятно что какая система из себя представляет. А использовать ту или иную систему решать Вам.
На этом пока все.