Найти в Дзене

10 фактов про первый выход в космос Леонова

18 марта 1965 года состоялся запуск космического корабля «Восход-2», во время полёта которого впервые в истории человек вышел в открытый космос. Первый факт Запуск корабля «Восход-2» состоялся 18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. По сравнению с предыдущим кораблем серии, был модифицирован – теперь место было для двух космонавтов (вместо трёхместного «Восток-1»), установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Второй факт Основной экипаж состоял из двух человек: Запасной экипаж: Перед самым стартом скафандры надели только Леонов, Беляев и Хрунов. Таким образом, дублёром был только Евгений Хрунов, который был подготовлен к выполнению функций не только как командир, но и как пилот – в случае необходимости мог бы заменить как Леонова, так и Беляева. Третий факт Кстати, про скафандры. Специально для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был разработан скафандр «Беркут». Он относится к «мягкому» типу (не имеющим жесткого каркаса). Масса самого скафа
Оглавление

18 марта 1965 года состоялся запуск космического корабля «Восход-2», во время полёта которого впервые в истории человек вышел в открытый космос.

Первый факт

Запуск корабля «Восход-2» состоялся 18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. По сравнению с предыдущим кораблем серии, был модифицирован – теперь место было для двух космонавтов (вместо трёхместного «Восток-1»), установлена надувная шлюзовая камера «Волга».

Второй факт

Основной экипаж состоял из двух человек:

  • Павел Беляев в качестве командира;
  • Алексей Леонов в качестве пилота.

Запасной экипаж:

  • Виктор Горбатко;
  • Евгений Хрунов;

Перед самым стартом скафандры надели только Леонов, Беляев и Хрунов. Таким образом, дублёром был только Евгений Хрунов, который был подготовлен к выполнению функций не только как командир, но и как пилот – в случае необходимости мог бы заменить как Леонова, так и Беляева.

Экипаж Восхода-2 - Павел Беляев  и Алексей Леонов
Экипаж Восхода-2 - Павел Беляев и Алексей Леонов

Третий факт

Кстати, про скафандры. Специально для выхода в открытый космос в НПО «Звезда» был разработан скафандр «Беркут». Он относится к «мягкому» типу (не имеющим жесткого каркаса).

Масса самого скафандра 20 кг. Время работы скафандра при работах в открытом космосе – 45 минут.

Давление в скафандре 0,4 атм, с возможностью снижения до 0,27 (чем Леонов и воспользовался впоследствии, что помогло спасти ему жизнь).

Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос
Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос

Четвертый факт

На первом витке полёта была надута шлюзовая камера. А уже на втором витке начался выход в открытый космос. Оба космонавта были в скафандрах, и, на случай непредвиденных обстоятельств, Беляев был готов помочь Леонову вернуться на корабль.

Когда кораблю находился над территорией Египта, Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру, и Леонов перебрался в нее. После чего был закрыт люк, и началась разгерметизация камеры.

В 11:34:51 Леонов отправился в безвоздушное космическое пространство. В этот момент Беляев передал сообщение на Землю:

«Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»
Схема Восход-2
Схема Восход-2

Пятый факт

На внешней поверхности корабля были установлены камеры телевизионной системы «Топаз-25». Прием телесигнала осуществлялся на полигоне «Медвежьи озёра» в Московской области, в Красном Селе Ленинградской области, и в центре «Уссурийск» на Дальнем Востоке.

Съёмка непосредственно с корабля также велась с помощью специальной кинокамеры С-97. Специальная фотокамера была также встроена в скафандр Леонова, но, к сожалению, когда космонавт вошел в шлюзовую камеру, камера повредилась.

Шестой факт

Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему пять раз. Космонавт был связан с кораблем тросом длиной в 5,35 метра. Леонов проплывал в открытом космосе над Черным морем, Кавказским хребтом, Волгой и Енисеем.

В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Во время пролёта корабля над Якутией, состоялось возвращение в шлюзовую камеру. Из-за разности давления снаружи и внутри скафандра, потребовались огромные усилия для сгибания оболочки скафандра, что очень сильно усложнило возвращение на корабль.

Только после того, как Леонов снизил давление кислорода внутри скафандра почти в два раза, он смог войти в шлюзовую камеру.
В
11:48:34 люк камеры был закрыт.

Шлюзовая камера корабля «Восход-2»
Шлюзовая камера корабля «Восход-2»

Седьмой факт

Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил рост давления кислорода в кабине по непонятным причинам. Давление превышало нормальное в два раза (160 мм рт. ст.), что создало угрозу взрыва - при малейшей искре в системе электроснабжения могла воспламениться обогащенная кислородом воздушная смесь в кабине – как это произошло у экипажа Апполон-1.

Через 7 часов полёта рост общего давления дошел до 920 мм рт. ст., что привело к автоматическому срабатыванию аварийного клапана, после чего состав воздушной смеси в кабине стал приходить в норму.

Восьмой факт

После 17 витков, посадка корабля «Восход-2» должна была состояться в автоматическом режиме. Но автоматика отказала. Экипаж получил команду сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке.

Алексей Леонов впоследствии рассказывал, что экипаж сам выбирал район для посадки – в тайге, 150 км западнее Соликамска, без предприятий и линий электропередач в районе.

На 18-м витке командир корабля Павел Беляев взял на себя ручное управление корабля. Из-за того, что кресла космонавтов в «Восходах» были повернуты под углом 90° относительно пульта, ручное управление было невозможно при пристёгнутых ремнях в кресле «по-посадочному». Поэтому Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На это ушло
22 секунды, из-за чего спускаемый аппарат приземлился в нерасчетной точке – примерно в 70 км западнее от Соликамска.

Схематическое изображение выхода в открытый космос
Схематическое изображение выхода в открытый космос

Девятый факт

Приземление состоялось 19 марта 12:02:17 по московскому времени, спустя 26 часов и 2 минуты полёта. Передатчик в спускаемом аппарате на азбуке Морзе передавал сообщение «ВН, ВН…» - всё нормально.

Космонавты находились на месте посадки двое суток. Скафандр Леонова еще при выходе в открытый космос был мокрым от пота и конденсата.
В первую ночь космонавты сняли скафандры и отжали белье от накопившейся влаги, заново их одели, утеплив их при этом кусками теплоизолирующей обшивки кабины корабля.

Эвакуация космонавтов состоялась на третьи сутки, 21 марта. Спасателям пришлось пройти 2 км на лыжах от места, где удалось посадить вертолёт Ми-4.

Десятый факт

По итогу, в полёте произошло 7 аварий – при этом 3-4 из них , по словам Леонова, предоставляли угрозу для жизни экипажа.

Ситуация с двумя ночёвками космонавтов в тайге была признана большим провалом службы поиска. Она показала, что для быстрых и согласованных действий по поисково-спасательным операциям необходимы объединения усилий всех ведомств.

Всё это в итоге дало толчок в развитии системы авиационно-космического поиска и спасения, и привело к созданию Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.

Как и в случае с первым полётом человека, советские космонавты опередили своих коллег из США – спустя 2,5 месяцев после выхода Леонова в открытый космос, подобное совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Читайте также:

10 фактов про полёт Белки и Стрелки
10 фактов про орбитальную станцию «Мир»
10 фактов про первый искусственный спутник Земли