Фраза дня:
Развращенная успехом у публики цирковая лошадь обижалась, когда ей мало аплодировали.
Эмиль Кроткий
Лошадь — животное циркообразующее, ставшее эмблемой этого вида искусства. Стационарный цирк был создан именно для демонстрации конных номеров, которые составляли основу представлений с конца XVIII века, на протяжении всего XIX и большей части века XX.
Все жанры циркового искусства, пришедшие с ярмарочных площадей в стационары, развивались в тесной связи с конным цирком, разнообразя, обогащая его и одновременно приноравливаясь к пространству, целиком подчинённому потребностям всадников и лошадей. Ядро этого пространства — круг манежа. Его форма позволяет сохранить постоянный темп и ритм номера, всаднику не приходится тормозить, что неизбежно на прямоугольных площадках.
В конце XVIII века у родоначальника стационарного цирка англичанина Филиппа Астлея диаметр манежа составлял 19 метров, но со временем уменьшился до 13 метров, и эта величина сохраняется по сей день во всех цирках мира. Именно при таком диаметре центробежная сила уравновешена с центростремительной, что облегчает балансирование на крупе лошади при исполнении номеров богатейшего арсенала конного жанра, но, прежде всего, номеров конных акробатов, жонглёров, эквилибристов, жокеев. При таком диаметре манежа корпус лошади приобретает удобный для наездника наклон. Этот наклон к центру спасает и при возможных срывах, гарантируя падение наездника внутрь манежа, а не на кресла первых рядов за барьером. Кстати, примерно полуметровая высота и ширина барьера — тоже величины постоянные и рассчитанные так, чтобы лошадь, не оступаясь, могла пройти по нему редкой рысью или чтобы лошади среднего роста было удобно двигаться по барьеру, опираясь на него передними ногами и перебирая по манежу задними.
Грунт манежа также устраивался специально для лошадей: на десятисантиметровый слой чернозёма насыпался такой же слой сухой красной глины, сверху шла смесь из хвойных опилок и глины, которая должна была частично заменяться один раз в неделю. Каждый слой тщательно разравнивался манежными граблями, при этом у барьера грунт подгребали и укладывали с загибом вверх на манер чайного блюдца. Так формировалась писта, скаковой круг шириной 50 сантиметров с бортиком высотой 40 сантиметров, который не даёт лошади бить копытами стенки барьера, сбиваясь с темпа и нарушая ритм бега.
Эти работы постепенно уходят в прошлое, поскольку в большинстве современных цирков манеж для конных номеров устилается «резиновым» кругом или кокосовым матом, на который укладывается каучуковая писта. Но униформисты без дела не останутся. Кстати, их предтечами были пассировщики — помощники наездников-акробатов, держащие и подающие им реквизит, устанавливающие и убирающие препятствия по время выступления.
Без униформистов цирк представить себе нельзя, так же как и без солидного шпрехшталмейстера — в прямом переводе «говорящего мастера конюшни». В этой роли в давние времена выступали владельцы и директора цирков, большинство из которых сами были «знатными конными искусниками», то есть в совершенстве владели всем арсеналом приёмов работы с лошадьми. Они строили программу так, чтобы за вечер показать в разных жанрах всех лошадей своей конюшни, а в финале продемонстрировать их разом, например, в номере «Дрессура на свободе», когда лошади выполняют различные фигуры и перестроения без наездников, но под руководством дрессировщика, стоящего с шамбарьером в центре манежа.
Эффектным был также номер «Конная карусель», для которого на манеже строилась пирамида из трёх деревянных настилов. На верху пирамиды восседал хозяин конюшни, на двух нижних кругах кольцом размещались лошади, а между ними и барьером каким-то чудом умещались ещё два кольца бегущих в противоход лошадей, в то время как по самому барьеру двигались пони. В таких номерах, по свидетельствам современников, принимали участие до 70 лошадей! В это верится с трудом. Во всяком случае, когда в 1987 году в финале великолепной постановки Ю. М. Ермолаева «Гусарская баллада» работали карусель 34 лошади, казалось, что там уже ни одному, даже самому маленькому пони, не поместиться.
А теперь улыбнёмся...
В цирке показывают летающего крокодила и говорящую лошадь. Крокодил полетал, лошадь поговорила. После представления у лошади берут интервью.
— Скажите, Вас били во время дрессировки?
— Нет, что Вы, — отвечает лошадь, — меня никто и пальцем не тронул! Но я видела, как бьют крокодила…
Было интересно?
Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!
Я ценю Ваше внимание!