Часто встречаю в Инстаграме страницы, которые обучают продажам через Интернет. У меня всегда возникает вопрос, действительно ли есть люди, которые хотят этому учиться? Но, допускаю, что да, ведь каждому свое. Я хочу рассказать вам о своем опыте продаж, раскрою подводные камни, а также опишу интересные ситуации, которые случались со мной.
Коротко обо мне
Я блогер-обзорщик, снимаю видео о покупках с Алиэкспресс, поэтому у меня всегда забит шкаф одеждой. Я ее продаю по тем ценам, по которым заказывала сама или даже дешевле (просто, чтобы быстрее продать). Соответственно, я всегда имею дело с продажами и покупателями.
Продажи для меня - не бизнес, а побочный эффект. Поэтому я буду говорить не о профессиональных сделках и финансовых сторонах операций, а об особенностях общения с потенциальными покупателями.
Где продавать в Интернете?
Я использую сайт объявлений. В Украине самые популярные - OLX и Шафа. Первый с платными объявлениями, там нет отзывов о продавцах, поэтому сделки там случаются крайне редко, так как люди бояться заказывать по предоплате. На Шафе проще, особенно, когда есть уже несколько завершенных сделок и положительных отзывов от реальных покупателей (накрутить рейтинг там нельзя). Но сайт удерживает 7% от продаж. Также я продаю через Инстаграм - вот прямая ссылка (или ищите по нику milkapon_store). Там нет комиссии, но нужно привлекать покупателей (на сайтах объявлений это делают за вас).
На каждой из моих площадок для продаж встречаются покупатели, которые хотят приобрести вещь при личной встрече. Это возможно, но нежелательно для меня. Ниже описываю, почему я стараюсь избегать личных встреч с покупателями.
Продажа при личной встрече
Я понимаю каждого покупателя, который хочет приобрести товар при личной встрече, потому что мошенников много, а переводить на карту деньги не всегда безопасно. Но в моей практике были случаи мошенничества со стороны покупателей.
1. Несколько лет назад я продавала диски для стемпинга. Заказывала их на Алиэкспресс примерно по 8 грн, выбрала себе несколько, сделала обзор, остальные поставила на продажу по 10 грн. То есть, я сделала совсем маленькую накрутку, которая просто стала бы для меня приятным бонусом. Было несколько покупателей, но с одной девушкой я договорилась о личной встрече. Она подъехала к моему дому, я встретила ее у парадной. Тут завязался ни к чему не обязывающий разговор (допустим, о погоде), тем временем девушка выбирала диски, держа в руках около 10-15 штук (всего их у меня было более 50 шт). И тут я вижу, что дисков в ее руках стало меньше, начинаю искать их глазами и вижу, что 2-3 шт уже у нее в рукаве. Девушка решает купить 2 диска, отдает мне оставшиеся и я указываю ей на мои диски в рукаве. Она, естественно, делает вид, что это случайность и возвращает их мне. В общем, вот такой оказалась продажа на 20 грн. Я ничего не потеряла, но получила незабываемый опыт!
2. Недавно случилась ситуация с молодым человеком, который хотел купить у меня смарт-часы. Не захотел отправку почтой и деньги на карту, договорись встретиться на остановке. Я пришла в назначенное время (взяла мужа для пущей уверенности). Мы прождали более 10 минут. Было очень холодно. Но на встречу так никто и не пришел. На сообщения перестал отвечать. Моя ошибка в том, что я не взяла номер телефона (хотя и написала свой). Так я больше и не получила ни одного сообщения от этого человека. Что это было? Вопрос остается без ответа - а вы можете высказать свои предположения в комментариях.
3. Пишет мне в Инстаграме девушка, задает вопросы о вещи. Спрашивает, можно ли забрать при личной встрече. Я нехотя соглашаюсь (нужно же спланировать свое время так, чтобы потом встретиться с потенциальным покупателем - это лишние неудобства). Вроде договорились, в каком районе, все нормально, ей подходит. Доходит дело до времени встречи: давайте во вторник (а на тот момент был четверг). "Вы придержите вещь до вторника". Я говорю, что не делаю такую длительную бронь, если вещь останется, то вы сможете ее купить. Хорошо, договорились. Во вторник девушка не объявилась, хотя желаемая вещь была еще в продаже. И вот скажите, зачем мне делать таким людям бронь?
Да, были у меня и нормальные покупатели, с которыми я лично встречалась, отдавала товар - получала деньги. Расходились довольными и благодарными. Таких случаев немало, но негатив, как вы понимаете перевешивает чащу весов, поэтому продавать таким образом нет желания. К тому же, это далеко не все случаи встречи с необычными покупателями. Их было больше, но сразу так всего и не вспомнишь.
Продажи по почте
Сейчас развита система продаж онлайн, поэтому и почта работает оперативно. Можно уже на следующий день получить свой заказ, что весьма удобно. Но в таком случае также возникает немало неприятных моментов, как для продавца, так и для покупателя.
1. Огромное количество сообщений приходит от покупателей, которые еще не определились. Задают вопросы по замерам, по фотографиям, требуют дополнить. Хотя в моих объявлениях всегда описана ткань, материал, точные замеры, фото крупным планом и фото одежды/обуви на мне. Я делаю настолько подробные публикации, чтобы просто избавить себя от лишних вопросов. Но уникумов немало (см. дальше).
2. К сожалению, в Интернете много людей, которым нечем заняться. Они пишут продавцам, задают вопросы, просят дополнительные фото. Но уже сами знают, что покупать ничего не будут. Это факт! К их числу можно отнести и тех, кто просит прислать замеры, хотя они указаны в тексте объявления.
3. Есть люди-наблюдатели, которым хочется показаться умными. Редко, но такое бывает. Например, было дело, указывая замеры, я ошиблась на одну букву. И получила от стороннего наблюдателя замечание. Девушка написала мне в личку, указала на ошибку, хотя сама даже не собиралась покупать вещь из моего объявления. Вопрос: зачем? Может быть человек просто хотел мне помочь, но вышла медвежья услуга, так как на Шафе не особо ценятся переписки без завершения сделки. Чем чаще отмечается вещь проданной после переписки, тем выше рейтинг продавца и вероятнее, что будут новые продажи.
4. Покупатели часто отказываются заказывать с предоплатой на карту, что я вполне понимаю. Но не понимаю, почему человек опасается обмана, если у меня на Шафе более 120 положительных отзывов, которые подделать просто нереально. И также не понимаю смысла наложенного платежа, если товар стоит 100-150 грн.
5. Наложенный платеж я не признаю, потому что был случай, когда я отправила два платья девушке, причем очень дешево отдала два новых платья (за 300 грн 2 шт), но она так и не пришла за посылкой. Самое обидное для меня, что эта странная покупательница несколько дней меня кормила обещаниями, так что мне в итоге пришлось оплатить пересылку в обе стороны, а также доплатить за хранение, в сумме я попала на 180 грн. А все из-за своей расточительной щедрости. Случай обернулся для меня хорошо, потому что в итоге я оба платья продала по 300 грн. Но неприятный осадок остался.
6. Наложенный платеж с частичной предоплатой - нормальная для меня практика, но я уже готова к тому, что покупатель может не забрать посылку. В таком случае я ничего не теряю, кроме времени. Я говорю о ситуации, когда покупатель скидывает на карту 100-150 грн, а остальная сумма идет в счет наложенного платежа. Это актуально для дорогих товаров. Так я продавала кожаную сумку за 800 грн (это примерно треть от ее реальной цены). Девушка попросила наложенным платежом, но скинула залог 150 грн. Я отправила, отметила товар проданным (на тот момент Шафа еще не брала процент - мне повезло). А покупательница мне написала: "Зачем вы отметили проданным? Я ведь только потенциальный покупатель". Я, простите, не поняла, зачем заказывать, если ты не уверена, подойдет ли тебе сумка. Девушка ответила, что возможно там будут неудобными ручки. И, как и ожидалось, ручки оказались неудобными! Сумку она полностью даже не распечатала, что я заметила по упаковке. Отказалась от получения, посылка вернулась. Деньги, естественно, я ей не возвращала, так как они оплатили доставку в обе стороны.
7. "Отправьте наложенным платежом, потому что я не уверена в размере" - этот номер меня удивляет не меньше. Почему я должна тратить время, идти на почту, отправлять, потом снова забирать посылку? Потому что ты не уверена в размере? Если так - не заказывай через Интернет, идти на рынок, в магазин, примеряй. Может я кажусь грубой, но я отдаю одежду дешево, даже дешевле, чем сама за нее плачу, я не хочу иметь лишние хлопоты, потому что кто-то изнывает от сомнений. Этот случай у меня был с курточкой. Кстати, после отказа этой сомневающейся девушке, я продала куртку по полной предоплате и сделка завершилась быстро, все остались довольны.
За все то время, пока я веду свой канал (около 5 лет) и перепродаю вещи, я сталкивалась с такими разными интересными "покупателями", что удивить меня, казалось бы, уже невозможно. Но я каждый раз поражаюсь тому, какими разными бывают люди. Я сделала вывод, что заниматься продажами в Интернете - дело не мое. Мне просто это не нравится. И если бы финансовое положение мне позволяло, я отдавала бы одежду бесплатно всем тем, кому она нужна (кстати, я уже активно практикую это через Инстаграм, но пока что отдаю только те вещи, которые у меня не покупают).
Напишите в комментариях, интересной ли для вас оказалась моя статья. Также готова ответить на ваши вопросы.