Найти тему
ПРАВО.РФ

Амнистия 2020. Pro et contra. ОБНОВЛЕНО

Последняя на сегодняшний момент амнистия датирована 2015-м годом, когда, как пишут ничего не понимающие в данном вопросе журналисты, «на свободу вышли около 200 тысяч заключенных». Это, конечно, глупость – из колоний было освобождено что-то около 12 тысяч человек, остальные — это условно осужденные и те, кто отбывал наказание, не связанное с лишением свободы (исправительные работы, обязательные и т.д.).

После этого предложения об объявлении амнистии вносились в Госдуму неоднократно – и к 25-летию Конституции, и к 30-летию вывода войск из Афганистана, так же звучали призывы, правда, так и не дошедшие до стадии проекта постановления, о принятии амнистии к 5-летию воссоединения Крыма и России, к президентским выборам 2018 года. Однако, ни один из проектов так и не был принят Думой. Формально и отказа в принятии не было – проекты просто умерли без особых мучений в Комитетах.

Однако, текущий год – год юбилея Победы, события, к которому в современной России всегда приурочивают акты об амнистии. Когда очень широкого действия (например, в 2000 году), когда крайне узкого (2010), когда, скажем так, среднего (2015). В январе-марте 2020 года в Думу внесено три проекта – один депутатом Ивановым (ЛДПР), два – Шаргуновым (КПРФ). Если проект Иванова и первый проект Шаргунова (вопреки заблуждению, он его не отзывал) по сути полностью повторяют амнистию 2015 года, то второй проект, внесенный коммунистом в марте, в случае принятия стал бы самой широкой амнистией за всю историю России – подлежат освобождению осужденные впервые на срок до 5 лет даже за тяжкие преступления.

И вдруг наступила тишина. Притом, что принятие амнистии – вопрос, явно входящий в пятерку-семерку наиболее волнующих общество, здесь и те, кто ее ждет, и те, кто против, безусловно, следственные и судебные органы, которые не знают, то ли расследовать и рассматривать, то ли не тратить рабочее время и «волокитить» дела, которые потом все равно под нож пойдут. Все ждут, что скажет Президент. Казалось бы, он тут вообще третье лицо – амнистия объявляется Госдумой, и соответствующее постановление не требует президентской подписи. Формально Путин может внести проект постановления, и мы все понимаем, что на самом деле все зависит исключительно от него – если он внесет соответствующий документ или «попросит» принять один из имеющихся, как и в 2015-м году рассмотрят и примут за две недели. Это, кстати, к тому, что многие пишут, что «все равно уже не успеют». Если будет надо, успеют…

Но Кремль молчит. Одни истолковывают это молчание как принципиальный отказ даже от мыслей об амнистии в ситуации, обусловленном пандемией. Другие – что Путин, наоборот, хочет показать себя первым правозащитником в стране и готовит весьма широкую амнистию. Здесь следует отметить, что в любом случае довольных принятием такого акта будет больше, чем недовольных. Третьи говорят, что Глава государства пребывает в раздумьях - с одной стороны, в нынешних условиях, когда по причине пандемии растет и прогнозируется к дальнейшему росту безработица вроде как бы и не до амнистии, с другой стороны – отказ от амнистии, которую ранее принимали каждые 5 лет, явно покажет слабость государства. Вот например главы Белоруссии и Киргизии буквально на днях высказались в поддержку амнистии. Они справятся, а мы нет? С одной стороны, за амнистией всегда следует рост преступности, пусть на самом деле и не такой уж значительный. С другой стороны, амнистия также поможет предупредить коллапс судебно-следственной системы после окончания пандемии, когда придется разгребать накопившиеся за период «простоя» дела. Амнистия же позволит снизить нагрузку на следственные и судебные органы. Но Кремль молчит.

В СМИ творится какая-то вакханалия. Одни источники сообщают, что зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству В. Лысаков заявил о том, что амнистии к 75-летию Победы не будет, иные СМИ пишут, что в тот же день Лысаков сказал, что к уголовной амнистии неплохо бы приурочить и административную («раз уж мы собираемся освободить по уголовным статьям…»). И на самом деле ориентироваться не то что на СМИ, а даже на депутатов, бессмысленно. Решение будет принято сами понимаете кем. Вопрос какое и когда?

Попробуем предположить, какие возможны варианты:

1) Амнистии не будет вообще. Путин или промолчит в принципе, а Песков пояснит, что это вопросы к Думе, или прямо скажет, что в сложившейся обстановке не до амнистии. Потом, как-нибудь, может быть мы к этому вопросу и вернемся, вон сколько славных дат впереди…Через много лет…

2) Амнистия будет, как и обычно, принята в конце апреля. На самом деле такой вариант представляется наименее вероятным.

3) Амнистия будет позже, например, к концу мая. Здесь следует понимать, что требования о том, чтобы амнистия была принята именно до 9 мая конечно нет, формально Дума может ее вообще просто так объявить, не приурочивая ни к какому событию. Например, в 2000 году постановление ГД об амнистии вступило в силу 27 мая. Кроме того, можно привязать и к 12 июня. Как-то эта дата не связывается с количеством лет, но исток данного праздника – день принятия Декларации о суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года, несмотря на то, что Союз еще полтора года просуществовал. Таким образом, 30 лет в этом году. Чем не дата.

Здесь, конечно, важно, насколько широкой будет эта амнистия. Она может коснуться как крайне ограниченного круга лиц, так и крайне широкого, с включением, например, нормы из проекта Шаргунова об освобождении всех осужденных впервые на срок до 5 лет даже по тяжким преступлениям, положений о сокращении сроков всем, невзирая на составы и т.д.

Естественно, давать здесь политические прогнозы – дело неблагодарное. Но постараемся и, учитывая, что наверное Президент или его ближайшее окружение уже сто раз бы сказали твердое «нет» амнистии (ну например когда Песков недавно признал рост преступности, или когда обращаясь к населению и раздавая деньги, Путин, образно говоря, мог бы добавить, «кстати, амнистии не будет»), если бы такое «нет» созрело у них в головах, предположить, что амнистия будет принята ближе к концу мая, и вряд ли она будет носить узконаправленный характер, скорее всего средняя или широкая.

ДОПОЛНЕНИЯ

Здесь мы не будем приводить высказывания депутатов, чиновников, просто политических или общественных деятелей. Как уже писали выше, говорят много и говорят разное. Факты пока таковы, что Госдума, которая должна была уйти на каникулы до майский праздников, будет действовать, как сказал Володин "чтобы быть с народом". Про амнистию никто ничего не сказал, но техническая возможность ее рассмотрения и принятия даже в апреле (хотя бы начало процедуры) таким образом осталась. Но, как мы уже писали выше, наиболее вероятный срок - вторая половина мая

ДОПОЛНЕНИЯ

СМИ пестрят сообщениями о том, что глава профильного комитета Госдумы П. Крашенинников заявил об отсутствии "проработанных проектов" и предложил не ждать амнистии. Мы пока останемся при своем мнении и полагаем это уловкой Кремля, стремящегося смоделировать ситуацию так, что инициатива все же будет исходить именно от Президента, а не от оппозиционных депутатов, которые внесли проекты постановлений об амнистии. "Проработанный" проект может внести именно Глава государства.

Как-то вдруг резко вроде ушедшая из медийного пространства тема амнистии вновь поднимается СМИ, и возможно амнистия все же будет. Тут даже не столько гумантистические, сколько политические факторы в игру вступают. Белоруссия, Киргизия, Армения...Промелькнула информация о "решенности" вопроса амнистии в Казахстане. Но это еще не вызов нашей власти. А вот то, что Кабмин "фашистской", если верить нашим СМИ, Украины готовится внести в Верховную Раду соответствующее постановление, вот это уже вызов. Так что по-прежнему придерживаемся своей точки зрения об объявлении амнистии в конце мая