Иной раз единственное и верное решение - это выход из игры. Приходят люди к этому решению разными путями: к примеру, риск появления идеи наложить на себя руки в свой день рождения высок относительно других дней в году. Причин этого много: и именинники разочаровываются в празднике, и чувствуют, что больше никогда так не повеселятся и как бы достигли пика удовольствия.
История самоубийств уходит в истоки мира. Еще в Библии упоминались такие персоналии, как Самсон, Иуда, Авимелех, которые свели счеты с жизнью. Там, кстати, они не предались порицанию со стороны религии и веры, а сейчас бы их любой пастор обругал.
Тем временем в феодальном Китае практиковалось мстить обидчикам следующим образом: жертва совершала сэппуку во дворе ненавистного врага, чтобы строить ему козни через потусторонний мир. Клеопатра, готовясь к отравлению, тестировала микстуры яда на рабах и заключенных, дабы выявить, какой яд действует наиболее быстро и безболезненно. Сенат древнегреческого города Мессалия подходил к суициду более основательно: жители должны были просить разрешения, указать ряд причин, после чего им давали благословение и бесплатный яд.
Чтобы выработать правильное отношение, иммунитет и готовность помочь, следует избавиться от плодов стигматизации. Цели и смысл самоубийства последние века окутаны теориями диванных психологов и фантазеров, которые строят свои мифы на песке.
Избавиться от мифов о суициде необходимо, чему будет посвящена статья.
1. "На такое пойдут только слабые".
Либо те, которые долго были сильными. Вот такой клишеобразный аргумент, разрушающий миф. Жизнь складывается по-разному, и иногда чаша весов склоняется в сторону ухода из мира сего. Всё относительно, и решение это тоже.
А вообще, чтобы лучше понять, как нам жить и относиться к этому, лучше заглянуть к стоицизму - великой древнегреческой философии, которая учила стойко переносить страдания, оставаться сильным и невозмутивым и воспитывать дух.
Так вот, основоположник школы стоицизма - стоик Зенон - задержал дыхание, чтобы больше не глотнуть воздуха. Стоик Катон Младший зарезал себя мечом, не выдержав обороны города Утика. Этика этих мудрых и достойных мужей признавала самоубийство, если оно было разумным и целесообразным.
Возьмем в расчет то, что не все решатся на агонию, предсмертные муки и вообще покинуть жизнь, из чего вытекает обратный вывод.
2. "Все самоубийцы - душевно больные".
Чепуха.
Во-первых, мы все больны хроническим неврозом, который разве что отсутствовал у буддистов или тех же стоиков.
Во-вторых, 15-20% самоубийц - психически нездоровые люди, то есть шизофреники, эпилептики и прочие диагнозоносители. Остальные 80% - люди в сознании, но пребывающие в стадии кризиса, депрессии или стресса. А это не одно и то же.
В-третьих, жил такой основатель социологии - Эмиль Дюркгейм - написавший одноименную книгу с разбором такого феномена, как суицид. В его труде присутствуют "дыры": он, например, считал, что в основе самоубийства лежат социальные, а не психологические причины. Опустим этот странный момент и перейдем к моменту, где Дюркгейм разбирает мнение, что большинство самоубийц - неврастеники.
Но он вооружился своим главным оружием - статистикой и обзором - где доказал, что евреи, как наиболее невротичная нация, сводит счеты с жизнью весьма редко.
Основное достоинство книги Дюркгейма в том, что он пишет не абстрактные рассуждения (как Вейнингер), а теоретически разбирает статистику.
3. "Делают из мухи слона!"
Чушь. Депрессия и неврозы в наше время - два всадника апокалипсиса. И не стоит недооценивать сознание людей. Люди порой глупы, но выручить их нужно.
4. "Все, совершающие самоубийство, - эгоисты".
Отчасти. Все мы влекомы порывами своего сознания и внутреннего Я. И Фрейд поступал эгоистично, предлагаю эвтаназию, но тем самым он избавлял от страданий близких, родственников, друзей.
Эрнест Хэмингуэй, Владимир Маяковский, Винсент ван Гог застрелились.
Честер Беннингтон, Сергей Есенин, Марина Цветаева повесились.
Сократ и Алан Тьюринг приняли яд.
Стефан Цвейг, Мэрилин Монро и Анна Николь Смит приняли смертельную дозу лекарств.
Писательница Вирджиния Вульф утопилась, а философ Луций Сенека вскрылся.
Люди, прославленные и знаменитые, простые и безызвестные, мужчины и женщины, - все подвергаются в особых случаях суицидальным мыслям, и порой они решаются перейти порог.