Если коронавирус стал причиной отмены запланированного путешествия, а мечта о долгожданном отдыхе сменилась режимом самоизоляции, то наверняка сейчас самый острый вопрос: "Что будет с моими деньгами, уплаченными за путевку?"
Когда Вы самостоятельно организовываете свой тур (бронируете отели, покупаете авиабилеты и т.д.), данную проблему приходится решать по отдельности с несколькими поставщиками туристических услуг (авиакомпания, отель, ж/д перевозчик).
Если же Вы забронировали пакетный тур через турагентство или туроператора напрямую, то сегодня у Вас есть несколько путей.
GATE 1 (выход номер 1).
В растрепанных чувствах, предвкушая самое худшее, Вы пишете заявление об аннулировании тура и полном возврате средств, уплаченных за путевку.
Данный вариант имеет свои плюсы:
+ Закон полностью на Вашей стороне - туроператор не выполнил свои обязательства, средства Вам должны вернуть.
+ Это самое простое и быстрое, что Вы можете сделать, не окунаясь с головой в изучение ситуации.
и минусы:
- В Москве, местными законодательными актами, коронавирус признан форс-мажором, поэтому московские туроператоры имеют право не возвращать средства в полном объеме. То же самое может произойти и в других регионах.
- Даже если туроператор обещает полный возврат средств, процедура может растянуться на срок до 60 рабочих дней (это фактически целый квартал). Что может случиться с туроператором за это время в нынешней критической ситуации, неизвестно. И вполне вероятно, что за своими кровными денежками Вам придется обращаться в суд.
- Подавая заявления на возврат средств в массовом порядке, туристы зачастую переживают о своих 50-100 тыс. руб., но не берут во внимание общий объем таких заявлений. А он может достигать десятков миллионов, и вполне естественно, что туроператор, вынуждено приостановивший продажи туров, просто физически не сможет вернуть всем деньги.
Если Вы все-таки решили идти этим путем, обязательно выясните: действительно ли въезд в данную страну запрещен и до какой даты? Если дата Вашего тура еще впереди или наступит позже даты установленного карантина (большинство стран закрыты до 01.05.2020, а российские курорты - до 01.06.2020), то туроператор имеет полное право удержать из уплаченной Вами суммы фактически понесенные расходы. А их размер может быть очень значительным!
GATE 2 (выход номер 2).
Если Вы все же хотите отправиться в путешествие - пусть не сейчас, а позже - Вы можете перебронировать тур на дальние даты, другую страну, другой отель. Данный вариант наиболее предпочтителен для туроператоров, ведь они просто перекидывают Ваши деньги на другую заявку.
Плюсы:
+ Туроператор может быть сговорчивым и дать Вам хорошую скидку на будущий тур (так делают туроператоры Европы), а значит - у Вас появится шанс апгрейдить свое путешествие.
+ Вы не нервничаете по поводу возврата средств, а лишь запасаетесь терпением в ожидании будущего путешествия.
Минусы:
- Самый главный минус - это неизвестность. Если бы все было, как раньше, и Вы купили путевку по раннему бронированию, то никаких проблем: данная практика уже много лет выигрывает по сравнению с "вылавливанием" горящих путевок. Но в условиях кризиса туриндустрии делать ставку на перспективу весьма сложно! Пусть даже вместо Турции 3* Вам предлагают Мальдивы.
Лично я, скорей всего, склонюсь именно к этому варианту. Да, конечно боязно, но я верю в лучшее. В настоящий момент на туристическом рынке остались только крупные игроки (после кризиса 2016 года). И есть надежда, что в нынешних условиях они тоже выстоят. Туроператор, через которого я забронировала свой предстоящий тур - "Библио Глобус". Им уже много лет пророчат разорение в связи с ценовым демпингом, но пока, тьфу-тьфу-тьфу, они - одни из немногих, кто выстоял в нескольких кризисах (я имею в виду еще и скандал с разорившимся "Томасом Куком", партнером которого был БГ).
Безусловно, сейчас все гораздо сложнее, чем в 2016-м. И положение туроператоров будет зависеть от того - насколько быстро нам удастся победить этот пресловутый COVID-19, и люди начнут путешествовать снова.
GATE 3 (выход номер 3).
Весьма спорный и обсуждаемый сегодня способ разрешения ситуации - оставить деньги в качестве депозита на счете (в личном кабинете) у туроператора. Более подробно я разбирала депозит здесь.
В дополнение скажу, что при общении с турагентством "Онлайн турс" (именно у них я заказывала путевку), выяснилось следующее. Сумма на депозите фиксируется в условных единицах на дату покупки тура. Имеются в виду только туры за границу, ведь туры по России всегда считаются, и оплачиваются только в рублях.
Не до конца понятна механика, но суть в целом такова: в личном кабинете Вы видите сумму депозита в евро или долларах, а в гарантийном письме или доп.соглашении с туроператором прописывается сумма в рублях. Лично нам это выгодно, поскольку мы оплачивали путевку перед скачком курсов валют. Однако, насколько эта информация правдоподобна, я смогу узнать лишь тогда, когда оформлю этот самый депозит.
Плюсы:
+ Срок действия депозита пока установлен до конца 2021 года: есть время успокоиться, прийти в себя, найти новую работу, и, например, встретить новый год 2021 где-нибудь в Таиланде.
- Наши, российские депозиты, отличаются от европейских ваучеров (которые выдают туристам взамен денег) тем, что их сохранность НЕ гарантируется государством. И в случае банкротства, вряд ли Вы сможете получить свои средства по гарантийному письму даже через суд.
Безусловно, всем несостоявшимся туристам живые деньги были бы сейчас очень кстати... Как и нам: ведь сидим в неоплачиваемом отпуске, как и многие другие. Три года мы никуда не выезжали и откладывали деньги на отпуск, а теперь - ни отпуска, ни денег.
Как поступить в данной ситуации, решать только Вам. Если бы мой тур был куплен на июль и позже, я бы пока сидела и ждала, не предпринимая никаких шагов. Однако, мы запланировали путешествие на май, и через 2 недели пора будет принимать решение. Скорей всего, мы выберем 2й или 3й вариант, потому что надеемся на лучшее. Меня, как работника туристической отрасли очень волнует судьба этого бизнеса! И пусть я напрямую не связана с деятельностью туроператоров и турагентов, но мне их жаль. Собственно, как жаль и всю сферу обслуживания...
А пока, нам остается лишь рассматривать фотографии с прошлых отпусков (наконец до этого дошли руки) и верить в то, что наши 108 дорог еще впереди!