Найти тему
108 дорог

Возврат денег за путевку

Дорожный указатель в Израиле
Дорожный указатель в Израиле

Если коронавирус стал причиной отмены запланированного путешествия, а мечта о долгожданном отдыхе сменилась режимом самоизоляции, то наверняка сейчас самый острый вопрос: "Что будет с моими деньгами, уплаченными за путевку?"

Когда Вы самостоятельно организовываете свой тур (бронируете отели, покупаете авиабилеты и т.д.), данную проблему приходится решать по отдельности с несколькими поставщиками туристических услуг (авиакомпания, отель, ж/д перевозчик).

Если же Вы забронировали пакетный тур через турагентство или туроператора напрямую, то сегодня у Вас есть несколько путей.

GATE 1 (выход номер 1).

В растрепанных чувствах, предвкушая самое худшее, Вы пишете заявление об аннулировании тура и полном возврате средств, уплаченных за путевку.

Данный вариант имеет свои плюсы:

+ Закон полностью на Вашей стороне - туроператор не выполнил свои обязательства, средства Вам должны вернуть.

+ Это самое простое и быстрое, что Вы можете сделать, не окунаясь с головой в изучение ситуации.

и минусы:

- В Москве, местными законодательными актами, коронавирус признан форс-мажором, поэтому московские туроператоры имеют право не возвращать средства в полном объеме. То же самое может произойти и в других регионах.

- Даже если туроператор обещает полный возврат средств, процедура может растянуться на срок до 60 рабочих дней (это фактически целый квартал). Что может случиться с туроператором за это время в нынешней критической ситуации, неизвестно. И вполне вероятно, что за своими кровными денежками Вам придется обращаться в суд.

- Подавая заявления на возврат средств в массовом порядке, туристы зачастую переживают о своих 50-100 тыс. руб., но не берут во внимание общий объем таких заявлений. А он может достигать десятков миллионов, и вполне естественно, что туроператор, вынуждено приостановивший продажи туров, просто физически не сможет вернуть всем деньги.

Если Вы все-таки решили идти этим путем, обязательно выясните: действительно ли въезд в данную страну запрещен и до какой даты? Если дата Вашего тура еще впереди или наступит позже даты установленного карантина (большинство стран закрыты до 01.05.2020, а российские курорты - до 01.06.2020), то туроператор имеет полное право удержать из уплаченной Вами суммы фактически понесенные расходы. А их размер может быть очень значительным!

Размер фактически понесенных расходов может быть таким же большим, как этот туристический автобус
Размер фактически понесенных расходов может быть таким же большим, как этот туристический автобус

GATE 2 (выход номер 2).

Если Вы все же хотите отправиться в путешествие - пусть не сейчас, а позже - Вы можете перебронировать тур на дальние даты, другую страну, другой отель. Данный вариант наиболее предпочтителен для туроператоров, ведь они просто перекидывают Ваши деньги на другую заявку.

Плюсы:

+ Туроператор может быть сговорчивым и дать Вам хорошую скидку на будущий тур (так делают туроператоры Европы), а значит - у Вас появится шанс апгрейдить свое путешествие.

+ Вы не нервничаете по поводу возврата средств, а лишь запасаетесь терпением в ожидании будущего путешествия.

Минусы:

- Самый главный минус - это неизвестность. Если бы все было, как раньше, и Вы купили путевку по раннему бронированию, то никаких проблем: данная практика уже много лет выигрывает по сравнению с "вылавливанием" горящих путевок. Но в условиях кризиса туриндустрии делать ставку на перспективу весьма сложно! Пусть даже вместо Турции 3* Вам предлагают Мальдивы.

Лично я, скорей всего, склонюсь именно к этому варианту. Да, конечно боязно, но я верю в лучшее. В настоящий момент на туристическом рынке остались только крупные игроки (после кризиса 2016 года). И есть надежда, что в нынешних условиях они тоже выстоят. Туроператор, через которого я забронировала свой предстоящий тур - "Библио Глобус". Им уже много лет пророчат разорение в связи с ценовым демпингом, но пока, тьфу-тьфу-тьфу, они - одни из немногих, кто выстоял в нескольких кризисах (я имею в виду еще и скандал с разорившимся "Томасом Куком", партнером которого был БГ).

Безусловно, сейчас все гораздо сложнее, чем в 2016-м. И положение туроператоров будет зависеть от того - насколько быстро нам удастся победить этот пресловутый COVID-19, и люди начнут путешествовать снова.

GATE 3 (выход номер 3).

Весьма спорный и обсуждаемый сегодня способ разрешения ситуации - оставить деньги в качестве депозита на счете (в личном кабинете) у туроператора. Более подробно я разбирала депозит здесь.

В дополнение скажу, что при общении с турагентством "Онлайн турс" (именно у них я заказывала путевку), выяснилось следующее. Сумма на депозите фиксируется в условных единицах на дату покупки тура. Имеются в виду только туры за границу, ведь туры по России всегда считаются, и оплачиваются только в рублях.

Не до конца понятна механика, но суть в целом такова: в личном кабинете Вы видите сумму депозита в евро или долларах, а в гарантийном письме или доп.соглашении с туроператором прописывается сумма в рублях. Лично нам это выгодно, поскольку мы оплачивали путевку перед скачком курсов валют. Однако, насколько эта информация правдоподобна, я смогу узнать лишь тогда, когда оформлю этот самый депозит.

Плюсы:

+ Срок действия депозита пока установлен до конца 2021 года: есть время успокоиться, прийти в себя, найти новую работу, и, например, встретить новый год 2021 где-нибудь в Таиланде.

- Наши, российские депозиты, отличаются от европейских ваучеров (которые выдают туристам взамен денег) тем, что их сохранность НЕ гарантируется государством. И в случае банкротства, вряд ли Вы сможете получить свои средства по гарантийному письму даже через суд.

Безусловно, всем несостоявшимся туристам живые деньги были бы сейчас очень кстати... Как и нам: ведь сидим в неоплачиваемом отпуске, как и многие другие. Три года мы никуда не выезжали и откладывали деньги на отпуск, а теперь - ни отпуска, ни денег.

Как поступить в данной ситуации, решать только Вам. Если бы мой тур был куплен на июль и позже, я бы пока сидела и ждала, не предпринимая никаких шагов. Однако, мы запланировали путешествие на май, и через 2 недели пора будет принимать решение. Скорей всего, мы выберем 2й или 3й вариант, потому что надеемся на лучшее. Меня, как работника туристической отрасли очень волнует судьба этого бизнеса! И пусть я напрямую не связана с деятельностью туроператоров и турагентов, но мне их жаль. Собственно, как жаль и всю сферу обслуживания...

А пока, нам остается лишь рассматривать фотографии с прошлых отпусков (наконец до этого дошли руки) и верить в то, что наши 108 дорог еще впереди!

Горные дороги острова Крит
Горные дороги острова Крит