Найти тему

Надежда с Конного двора

Надежда Кутузова, берейтор Конного двора, совсем недавно сменила Ярославль на Куликово поле. Почему она выбрала Тульскую область и что из этого вышло.

Кто такой берейтор? Это тренер для лошадей. Надежда каждый день воспитывает и обучает обитателей Конного двора, чтобы вы могли их погладить, покормить, проехаться на них верхом и получить от этого массу удовольствия.

-2

На вопрос «А вы нашли подход к „куликовскимˮ лошадям?» отвечает:

«Я не скажу, что со всеми договорились. У каждого есть какие-то нюансы. Но они ко мне привыкли. Узнают. Кто-то встречает, кто-то не очень. Кто-то уже знает, что „такˮ со мной вести себя нельзя. Руку они чувствуют».
-3

Начинала Надежда не с лошадей. Сначала год отработала в школе биологом, поняла, что, кроме неё, это никому не интересно и ушла. Затем год – на промышленном предприятии экологом. Оттуда благополучно ушла в декрет. Чуть позже, осознав, что промышленность и экология – вещи трудно совместимые, уволилась. Вслед за дочкой «родила» ещё цель – завести коня.

Однако идея была посеяна гораздо раньше: научная работа, которую Надежда писала в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова, была посвящена выработке условных рефлексов у лошади. Во время исследования она поняла, какие это уникальные животные – лошади:

«У лошадей крутая память. Условный рефлекс начинает формироваться на третье сочетание команд. На десятое он сформирован. Тогда как у человека на десятое сочетание рефлекс только начинает формироваться. То есть, когда мы только думаем: „О, а это как-то связаноˮ, у лошадей это уже закрепилось. Грубо говоря, мы, вообще, тормоза страшные по сравнению с лошадьми».
-4

Находясь в отпуске по уходу за ребёнком, Надежда вместе с подругой принимает судьбоносное решение – приобрести коня: «Она гуляла с собакой, я – с ребёнком. Поговорили: ‒ А давай заведём на двоих? ‒ Ну давай попробуем». По счастливой случайности нашли в интернете объявление о срочной продаже коня буквально за копейки. Потом, смеётся Надя: «все, кому попадал в руки этот конь, уходили в декрет. Подруга забеременела два раза подряд, затем тренер. Волшебный конь!»

Подруги с увлечением занимались конём. И всё шло прекрасно. Но тут декрет закончился, и нужно было искать работу.

-5

Устроилась на новое место ближе к дому. Но и там душа была не на месте. Работа была нервная, требовала полной отдачи но не давала удовлетворения ни морального, ни материального. Но, самое главное, что не оставалось времени ни на ребёнка, ни на лошадей. К тому времени параллельно с работой Надя вместе со своим конём получала «случайные заработки». Приходили друзья, просили покатать детей, научить их верховой езде или просто сфотографироваться с грациозной лошадкой. Она платы с друзей-знакомых не брала, но кто-то всё равно деньги оставлял. И такие «случайные заработки» росли, превышая постоянную зарплату. Тут-то Надежда и задалась вопросом: «И зачем мне это? Зачем тратить жизнь на работе, где ты сидишь по десять часов и ненавидишь всех?» Ответ, как и последующие действия, был предсказуемым. Надя уволилась.

-6

И жизнь сразу закипела. Создание конного клуба. Обучение верховой езде. Есть клиенты, есть деньги, но важнее всего то, что мечта студентки, писавшей курсовую про лошадей, воплощается. Потом появилась лошадь Венера: «Она сама ко мне пришла. Мне первого января написали: „А вам не нужна лошадка?ˮ Ну, я посомневалась и решилась. В общем, мне её почти задаром отдали из очень хороших рук». Вот так 2013 год начался с новой лошади.

Следом за Венерой поступило и необычное предложение – поработать с особенными детьми. Надежда сначала отказалась наотрез, потому что ничего в этом не понимала. Но тяга к духовному развитию победила, и она отправилась в Питер на курсы повышения квалификации. В Ярославль вернулась уже инструктором по адаптивной верховой езде.

-7

Потом появлялись новые лошади. Рыжий будёновец Наряд попался случайно. Искала она его долго. Ведь найти лошадь по адекватным деньгам, объясняет Надя, это тот ещё квест. У Наряда оказались очень серьёзные проблемы со здоровьем:

«Когда я его взяла, многие вертели пальцем у виска и говорили, что он помрёт. И он, в общем-то, недалёк был от этого. Но я его не бросила и вложила в него немало сил».

Три часа в день шаговой работы, жёсткий распорядок для будёновца стали обязательными: так и вытащила Надежда Наряда. Любовь к животным и своему делу сильнее каких-то болезней.

И всё было бы отлично, но навалились новые испытания. В Ярославле стал проседать конный бизнес: специалистов в этой отрасли было мало, а бизнесменов, которые держали конюшни, развелось много. И цены на услуги берейторов упали ниже некуда. А Надежде хотелось развиваться, а не выживать. Для этого нужно было открывать свою конюшню, но ни денег, ни сил не было. Продала клуб, двух коней. Верная Венера продаваться отказалась.

-8

Нужны были перемены. Начала с себя – вновь уехала в Питер, на новый тренинг, четырёхмесячный, посвящённый тренингу коней и подготовке всадников. И тут случайно наткнулась на объявление о том, что Музей-заповедник «Куликово поле» ищет сотрудника на Конный двор. Отправила резюме. В скором времени позвонили, сказали, что очень ждут на собеседование.

И снова Надежда задала себе вопрос: «А зачем мне это?». Опять нужно было выбирать: выживание в Ярославле или новая жизнь в Туле. С мужем, дочерью и лошадью, всё той же Венерой, решились на переезд. Тем более что муж по профессии историк. В музей устраивались всей семьёй. Теперь Надежда говорит, что её «поймали» и место, и директор. Пообщавшись с Владимиром Петровичем Гриценко (директор музея-заповедника) она поняла, что её ждут перспективы. И сегодня подтверждает:

«Здесь мои ожидания в полной мере оправдываются. На текущий момент придраться не к чему».
-9

Поддержка Нади – муж Антон, дочь Лиза, и даже лошадка Венера тоже вдохновлены Куликовым полем. Антон работает методистом в Монастырщине, а Лиза увлеклась воспитанием пони Принцессы и её сына Пломбира. Семья за короткий срок успела сродниться с музеем. Вдохновением Надежда делится на страницах музея-заповедника в социальных сетях. Если заинтересовались, черпайте положительные эмоции и полезные знания оттуда во время вынужденного пребывания дома.

Материал подготовлен Анастасией Кузнецовой, студенткой 3-го курса кафедры журналистики ТулГу.