История взаимоотношений Турции и Европы в рамках экономических объединений могут сказать о многих показателях турко-европейских отношений. Следует признать тот факт, что США приглашают многие страны Европы в НАТО с целю дальнейшего их сопровождения в ЕС, т. е. США используют ЕС в качестве приманки для привлечения определенного государства в ряды своей организации, чтобы обеспечить свой ВПК новыми военными контрактами, явным примером можно назвать страны бывшей Югославии, Польшу и Прибалтику, которые отчаянно боролись за вступление в ЕС, а сама Европа ничего не приобретает кроме новых стран-реципиентов, нового потока мигрантов и т. д. История Турции же в этом слегка отличается и вряд ли может быть срисована с кальки классического американского сценария по привлечению новых стран в Североатлантический альянс. Турция вступила в альянс в 1952 г., когда о идеях единой Европы не могло идти и речи. Естественно, уже было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), были планы по созданию Европейского Оборонительного Сообщества (план Плевена), но и эти организации были далеки от общеевропейского объединения для консолидации экономического сотрудничества и развития. Все изменилось в 1957 г. после подписания Римских соглашений, которые ознаменовали создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС), где в рамках ЕЭС стали сотрудничать «отцы-основатели» ЕОУС и Италия. Согласно целям сообщества по римским соглашениям 1957 г., перед организацией ставились следующие цели: создание таможенного союза (постепенное снижение таможенных пошлин, вплоть до их отмены), единая сельскохозяйственная политика, свобода движения рабочей силы и капитала и т. д. Кипрский кризис и первая трещина в американо-турецких отношениях в 1963-1964 гг. усилили симпатии турков к ЕЭС, что послужило причиной желания Турции присоединиться к ЕЭС, что и привело в итоге к подписанию соглашения об ассоциации Турции и ЕЭС 1 сентября 1963 г., после этого начался период томительного ожидания Турции, в связи с ее несоответствием по ряду критериев с программой развития ЕЭС, однако статус Турции постепенно изменялся. В 1987 г. Турция формально подала заявку на вступление в ЕЭС, но понадобилось 12 лет для получения статуса кандидата в члены ЕС, произошло это на саммите в Хельсинки в 1999 г.[1], однако за это время Анкара добилась подписания соглашения о таможенном союзе в 1995 г[2]. Европа постоянно откладывала интеграцию с Турцией, придумывая новые отговорки. Первоначальные причины кризисы, которые не позволяют ЕС принять нового члена, следом пошло объединение Германии в 1990 потом распад СССР и восточного блока, затем реорганизация ЕЭС в Европейский Союз в 1993 г., затем в ходе расширения ЕС на восток, Турция официально была уведомлена о начале переговоров о вступлении в ЕС, это произошло в 2005 г[3]. Честно говоря, историю взаимоотношений между Турцией и Европой не поддается никакой логике объяснения.
Критика в адрес любого государства это реальная необходимость, которая помогает правящей элите анализировать ошибки и проводить работы для их устранения, ведь не существует идеального государства или гениального правителя, который мог бы руководить государством безошибочно, ведя свою страну в светлое будущее. Так не бывает и все это прекрасно понимают, но Европейский Союз, в котором видимо собрались наиболее демократичные, развитые, свободные и толерантные государства, обладающие всеми правами критиковать Турцию за несоответствие критериям ЕС. Дело даже не в том, что Турция не желает исправлять свои недостатки в экономике, во внутренней и внешней политике или политической системе, или вовсе не желает этого делать, дело совершенно в ином, а именно в самой Европе, которая изменяет свои программы и планы, стратегии и прогнозы, желания и предпочтения. Безусловно, в Турции сохраняются критические проблемы в социально-экономическом развитии, можно выделить следующие факторы: разрыв в уровнях социально-экономического развития между Турцией и ЕС; неблагоприятные финансово-экономические показатели Турции; сохранявшиеся в стране факторы политической нестабильности; международные проблемы, в которые Турция была непосредственно вовлечена; конкуренция на вступление в ЕС со стороны более развитых государств[4]. Тем не менее Турция развивалась и прогрессировала, но время шло, а Европа не желала заводить разговора о полноценном принятии Турции в «европейский дом». Появление Европейского Союза на базе ЕЭС, не вызвало законного изменения позиции Европы по «турецкому вопросу», наоборот требования к Турции ужесточились, а критика в адрес властей Турецкой республики стала более прямолинейной. Со временем экономический вопрос о вступлении Турции в ряды ЕС, фактически уже не рассматривался, т.к. по многим показателям Турция превосходит большинство новоиспеченных новобранцев ЕС (страны Прибалтики, Польша, Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии), но упреки и критика Турции перешли в иное направление. Сегодня экономическое и политическое объединение европейских государств, критикуют Анкару и Эрдогана в частности за неприкрытый авторитаризм, отсутствие демократии (хотя в некоторых случаях Турция является более демократичным государством, нежели чем некоторые представители Европы), агрессивное обвинение Турции в подавлении ЛГБТ сообщества, излишне клерикальную позицию властей, нерешённый курдский вопрос и многое, многое другое, что не относится к реальным экономическим или политическим вопросам[5]. Напротив, власти Европы были огорчены тем фактом, что системная оппозиция и государственный переворот в Турции потерпели закономерное поражение, а арест политических преступников и предателей родины, вызвали в ЕС массу возмущения о недопустимости осуждения политических оппозиционеров, помимо всего прочего весть о возможном снятии моратория на смертную казнь для участников государственного переворота, вызвали шквал эмоций у либеральных представителей ЕС, а точнее у всех. Сегодня ЕС представляет собой лишь пережиток того самого ЕЭС, который ставил в свою задачу грамотную и постепенную интеграцию наиболее промышленно и экономически развитых государств Европы. Текущий Европейский Союз – это инструмент по осуждению недемократичных режимов, защиты новой философской концепции Европейской мысли «толерантности к ЛГБТ и мигрантам», инструмент по развитию экологии, который приносит больше вреда Европе, нежели какую-либо пользу природе и Европе, об экономических интересах, стратегиях можно на сегодняшний день забыть. Стратегический потенциал ЕС в экономическом сегменте давно исчерпан, большинство программ Европы направлены на решение вопросов безработицы, массовой миграции, проблемах экологии и т. д. Безусловно, нельзя говорить, что экономический ресурс Европы потерян и ЕС не обладает каким-либо будущим в плане развития и экономического потенциала, но в текущих условиях с реальными факторами, которые нельзя не учитывать, Европа для Турции становится маловероятным союзником в будущем, в силу своей нерентабельности в качестве грозной экономической и политической силы.
Если проанализировать экономические оценки и прогнозы по вопросам развития турецкой экономики без ЕС, то действительно произойдет рецессия и спад в производстве, как это было показано на примере американских санкциях, но это не будет столь катастрофичным для Турции и не введет ее в состоянии кризиса 2000-2001 гг.[6], правительство после столь разрушительных последствий пошло на шаги реформирования. Безусловно, экономика находится не в самом лучшем состоянии после санкций, которые ввели американские союзники по НАТО, тем не менее экономика обладает значительным ресурсами и возможностями для преодоления потенциального кризиса, даже при условии аннулирования таможенного соглашения с ЕС[7]. Мечты турецкой нации о долгожданном вступлении в ЕС с каждым годом становятся недосягаемыми, хотя опрос общественного мнения показывает, что 75,5 процентов населения Турции говорит о том, что они желают присоединиться к ЕС, но 36 процентов сомневаются, что они будут приняты когда-либо[8]. Противники интеграции с Турцией говорят: «Она слишком огромна, бедна и мусульманская», но по словам постоянного представителя Турции в ЕС Фарука Каймакджи: «Вступление в Турцию в ЕС может быть наиболее сложным испытанием прошедшего и будущего, но это будет наиболее полезным и значимым событием»[9]. Турция нужна Европе не в ранге экономического партнера с целью выстраивания доверительного торгового сотрудничества в рамках ЕС, Турция необходима Европе в рамках пограничного барьера для сдерживания волн мигрантов, рвущихся на европейский континент в поисках лучшей жизни. ЕС и Турция обязаны помогать друг другу, но слов ЕС благодарности, по их мнению, достаточно, даже денежные субсидии Турции для обустройства лагеря беженцев приходится выбивать через долгие обсуждения. Турция сегодня – это лагерь для 4 млн беженцев, которые рвутся в Европу, но Анкара не позволяет этого допустить, т. к. об этом попросила Европа, но и Анкара выдвинула свои условия в виде отмены европейского визового режима для турецких граждан[10]. Своими действиями Анкара предотвратила гуманитарную катастрофу в Европе, но надолго ли сохранится такой консенсус, неизвестно[11]. Нет уверенности в том, что «игра нервов» в Анкаре даст сбой и в ответ на очередной отказ об интеграции, Эрдоган прикажет открыть границы и пустит беженцев в Европу, но этот сценарий очень маловероятен, ведь он уважает своих партнеров в Европе, хотя последние события в сирийском Идлибе показали, что Эрдоган готов пойти на все лишь бы удержать последний оплот террористов от уничтожения, даже пойдя на пропуск мигрантов в Европу. 29 февраля 2020 г. сотни мигрантов направились к границам Турции, чтобы перейти через турецкую границу и переправиться в Европу.
Отдельного упоминания заслуживают слова ключевых политиков Европы, заявления которых четко характеризуют желание Европы интегрироваться с Турцией.
Германия
Федеральный Канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала членов ЕС завершить или по крайней мере приостановить процесс о вступлении Турции, по причине ареста 12 немецких граждан в Турции, об аресте которых не был извещен Берлин, реакция А. Меркель была достаточно сдержанной и заключалась в мысли, что пора переосмыслить связи с Анкарой. Хотя еще в 2015 г. А. Меркель призывала ЕС ускорить процесс принятии Турции в объединение, но бойкотировал данную просьбу Кипр, потребовавший приостановки переговоров о вступлении Турции и грозил наложить вето из-за позиции Анкары по этно-национальному вопросу разделенного Кипра. Следом пошла просьба Эрдогана турецкому населению в Германии голосовать за другие партии ради свержения своих «главных врагов» - коалиции ХДС/ХСС, твердо стоящих против вступления Турции в ЕС. Удивителен и тот факт, что глава СДПГ Мартин Шульц, также заявил о недопустимости вхождения Турции в состав ЕС, А. Меркель присоединилась к словам своего политического оппонента и выразила солидарность в данном вопросе. Дипломатия зашла в тупик и отношения между ФРГ и Турцией не были столь тусклыми, но взаимоотношения между ними жизненно необходимы, т. к. в Германии проживают от 3 до 4 миллионов турков.
Австрия
В 2016 г. австрийский парламент и федеральное правительство призвали ЕС прекратить о дальнейших попытках вступления Турции из-за репрессивной политики Эрдогана после провального государственного переворота. Австрийский канцлер Кристиан Керн заявил, что стандарты демократии в Турции недостаточны для полноценного вступления в ЕС. Абсолютно аналогичную позицию занял преемник К. Керна, Себастьян Курц заявил газете Welt следующее: "Принимая во внимание, что систематическое нарушение прав человека и основополагающих ценностей демократии на основании того, что копенгагенские критерии более не выполняются, переговоры о присоединении между ЕС и Турцией должны быть прекращены", — заявил Курц накануне встречи на высшем уровне ЕС — Турция в Варне.
Франция
Заявления французских лидеров и политиков ярко характеризуют отрицательную позицию Францию по вопросу принятии Турции. К примеру Валери Жискар д’Эстен в 2002 г., сказал, что вступление Турции в ЕС станет концом организации, а саму Турцию не считает европейской страной, вот его слова: «Ее столица находится не в Европе: 95% населения проживает за пределами Европы» - сказал д’Эстен Жак Ширак заявлял, что желание Турции стать членом ЕС слишком дорого обойдется французской нации. Николя Саркози также выступал против вступления Турции по причинам ее географического положения, площади территории, высокого уровня бедности и большого различия в культурном развитии
. Франсуа Олланд в свою очередь пытался сгладить противоречия ЕС и Турции и пытался выступить в роли парламентера, но особого эффекта это не принесло и турецкий капитал на фоне роста противоречий между государствами начал выводить капитал и сократил долю инвестиций во французские компании с 6 % до 3% в 2012-2014 гг.
Постоянная смена мнений в ЕС по турецкому вопросу никогда не сможет привести к заключительному консенсусу. В действительности позиция ЕС объяснима и зависит от многих факторов. Европа уже допустила огромную ошибку приняв страны бывшего соцлагеря в ЕС, превратив их в крупнейших стран-реципиентов, а вхождение Турции сильно скажется на бюджете организации и изменит расстановку сил в Европарламенте, т. к. Турецкая Республика – это второе государство Европы по населению (82 млн.) после Германии (83 млн.), и получение мандатов в Европарламенте будет происходить по уровню населения. Положение Европы объяснимо, однако позиция Эрдогана заставляет задуматься о его стремлении или сохранить дружбу с Евросоюзом, или перевести все в абсолютную ненависть, променяв дружбу с ЕС на дружбу с Россией. Эрдоган, пытаясь лавировать между ЕС и Россией, сначала заявляет о том, что Турция больше не нуждается в ЕС, но Анкара не собирается в одностороннем порядке выходить из процедуры переговоров об интеграции. Следом за этим через год перед саммитом ЕС в Варне звучат слова: «Развитие отношений Турции с ЕС прошло во время нашего правления самое большое расстояние. Есть вопросы, которые имеют только технический характер. Невзирая на мины, мы продолжаем идти по этому пути и не дадим возможностей тем, кто препятствует нашему полному вступлению. Это наша стратегическая цель»- заявил президент Турции.
В целом, стоит признать, что ЕС необходим Турции исключительно в экономических целях, которые Анкара преследует с самого подписания договора об ассоциации с ЕЭС в Анкаре 1963 г. Эрдоган ясно осознает, что для усиления промышленного и экономического потенциала, ЕС является наилучшим кандидатом, но изменчивая позиция Европы с каждым годом заставляет задуматься о будущем интеграции Турции с ЕС, но на самом деле Анкара обладает обширными возможностями для сотрудничества с ЕС на имеющихся основаниях. Турция играет важную роль в становлении европейской безопасности, активно способствуя укреплению безопасности в Европе, стремясь играть на противоречиях ЕС и НАТО. Соглашение о таможенном союзе между Турцией и ЕС, позволило туркам беспошлинно экспортировать свою продукцию в Европу, снизив издержки в экономике, но относительно удешевил импорт, что ослабило национальную промышленность, однако эффект не столь значителен, как например в странах Восточной Европы. Нет сомнений, что Турции выгодно находиться в том положении с ЕС, в котором она пребывает сейчас, а выполнение европейских условий, которые в своей основе не несут Турции ничего кроме вреда вряд ли могут помочь ей в социально-экономическом развитии страны. Помимо всего, позиция ЕС в НАТО особо не учитывается, и турки в рядах организации занимают роль одного из сильнейших государств, что дает им весомый аргумент в решении европейских вопросов с опорой на национальные интересы.
[1] Türkiye'nin 54 yıllık AB serüveni. URL: https://www.dw.com/tr/t%C3%BCrkiyenin-54-y%C4%B1ll%C4%B1k-ab-ser%C3%BCveni/a-41026622 (дата обращения 08.02.2020)
[2] DECISION No 1/95 OF THE EC-TURKEY ASSOCIATION COUNCIL of 22 December 1995 on implementing the final phase of the Customs Union (96/142/EC). URL: https://www.avrupa.info.tr/sites/default/files/2016-09/Custom_Union_des_ENG_0.pdf (дата обращения 08.02.2020)
[3] Trouble on the tracks: Averting the Turkey-EU ‘train wreck’. URL: https://www.ecfr.eu/publications/summary/trouble_on_the_tracks_averting_the_turkey_eu_train_wreck7190 (дата обращения 08.02.2020)
[4] Ю.С. Кудряшова ТУРЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ М., 2010. с. 72.
[5] Türkiye'nin AB yolu: Sonun başlangıcı mı? URL: https://www.bbc.com/turkce/38061153 (дата обращения 09.02.2020)
[6] The Turkish Economy in Crisis: Critical Perspectives on the 2000-1 Crises. London: Frank Cass, 2003. 1-54 p.
[7] Options for the EU-Turkey Relationship. URL: https://carnegieeurope.eu/2019/05/03/options-for-eu-turkey-relationship-pub-79061 (дата обращения 02.02.2020)
[8] Turkey to the EU: Let’s talk membership. URL: https://www.politico.eu/article/turkey-to-the-eu-lets-talk-membership/ (дата обращения 02.02.2020)
[9] Там же.
[10] EU-Turkey refugee deal – Q&A. URL: https://www.theguardian.com/world/2016/mar/08/eu-turkey-refugee-deal-qa (дата обращения 02.02.2020)
[11] Let’s put Turkey’s EU membership back on track. URL: https://www.politico.eu/article/turkeys-eu-membership/ (дата обращения 02.02.2020)