Чем обернется кризис для агентств недвижимости в Испании? Готовиться ли хайпануть на жизненных обстоятельствах владельцев жилья? Как защитить свой бизнес? И почему людей кормят волонтеры? Об этом поговорили с совладелицей агентства недвижимости Elysian Properties Canarias S.L. (Тенерифе, Канарские о-ва) Аксиньей Яковлевой.
Как отразится кризис на рынке недвижимости на глобальном уровне? В Испании?
Еще довольно рано говорить о конкретных изменениях на рынке, потому что Испания еще не вошла в свою экономическую фазу падения недвижимости. Коронавирус всех держит в «подвешенном» состоянии. Это может произойти, но пока все зависит от будущей политической ситуации на глобальном уровне и от момента, когда закончится сама пандемия. Но нельзя забывать, что в Испании политическая ситуация – очень сложная. Следовательно, именно это и будет влиять на рост или падение цен. На данный момент крупные фонды выходят на рынок для покупки или заключения договоренностей на покупку недвижимости, связанной с резиденциями для пожилых людей. Именно этот сектор бизнеса пострадал больше всего. Потому что многие собственники уже не справляются с последствиями кризиса и пытаются быстрее и дешевле реализовать свой бизнес. Но каких-то кардинальных изменений в стоимости недвижимости в ближайшем времени не будет, возможно 10-15%. А вот после того, как закончится карантин и люди столкнутся лицом к лицу с безработицей – тогда да. Ожидается, что будет понижение, но сколько – никто не знает.
Что больше пострадало: рынок первички или вторички?
Конечно, больше пострадал вторичный рынок. У каждого хозяина есть жизненные обстоятельства: из-за этого могут появляться на рынке очень интересные и привлекательные предложения по низкой цене. Первичный рынок – это большие застройщики, которые в принципе всегда выживают. Они могут потерпеть банкротство, но большие игроки всегда остаются большими. Как принцип глобализации: в кризис бедные становятся беднее, богатые – богаче.
Как меняются отношения с партнерами в такой кризисный период?
С точки зрения работы особых изменений нет. А вот если мы говорим про понимание, солидарность, поддержку – да, меняются сильно и в положительную сторону. Сейчас тот самый момент, когда можно показать свои самые лучшие человеческие качества.
Кто сейчас выиграл: тот, кто держит деньги в банке или в недвижке?
Еще рано судить, кто выиграл, а кто проиграл. Когда будет принимать законы о поддержке или выделять инвестиции из фондов – тогда можно будет об этом говорить. Но инвестор, купивший дешевую недвижимость раньше, например, в 2008 году, в любом случае не будет в минусе, потому что цена не упадет ниже первоначальной цены.
Какие антикризисные советы ты бы дала владельцам агентств недвижимости, чтобы выйти из ситуации «идеального шторма»?
Надо облегчить «костяк» агентства, правильно распределять ресурсы на рекламу. Сейчас кризис показал, что можно работать из дома, а не тратиться на офис размером 1000 кв.м. Поэтому можно снять маленький офис, а остальное делать через онлайн. Другой важный момент – постоянство инвестиций, поиск новых объектов и сопровождение клиента от начала сделки до её финала, включая послепродажное взаимодействие. Если коротко: никогда не останавливаться, идти вперед и искать новые возможности.
Твой прогноз – когда стабилизируется ситуация на рынке?
Точно не раньше конца лета. Осенью, возможно, уже будет более-менее понятна картина. Хотя на рынке недвижимости появляются возможности. Посмотрим, насколько они будут привлекательны для инвесторов.
На секунду отвлечемся от рынка недвижимости и затронем социальный аспект. Я знаю, что сейчас организуется группа волонтеров, которая помогает определенному кругу лиц продуктами питания. Расскажи, что это, когда появилось и как?
Этот проект по оказанию гуманитарной помощи был создан одной супружеской парой в Facebook с самого начала кризиса. Затем к нему стали присоединяться те, кто может и хочет помочь другим людям, оказавшимся в трудной ситуации. Официально организация не зарегистрирована как НКО, в связи с чем и появляется много спорных вопросов. Например, какие-то социальные службы в определенных муниципальных округах дают разрешения на то, чтобы участники этой группы могли осуществлять доставку продуктов в нуждающиеся семьи. А некоторые – не дают, ссылаясь на то, что этим должны заниматься государственные службы. Но они, в свою очередь, не могут удовлетворить все запросы населения. Получается замкнутый круг. Но мы продолжаем получать заявки, распределяем их по внутренним группам волонтеров и делаем то, что в наших силах.
Придумай правило «трех Б», которое могло бы отразить будущее развитие сферы недвижимости.
Правило прозвучит на испанском – Bueno, Bonito, Barato (прим. Хороший, Красивый, Дешевый). Это работает всегда :)