Привет всем иллюстраторским!
Меня зовут Ната и я сегодня я начну рассказывать про то арт-образование, на которое можно рассчитывать в России.
Опыт у меня в этой среде достаточно разнообразный, поэтому рассказывать буду не только про лучшие возможности, но и про те, которые можно назвать "бравыми среднячками", а также про злополучные места, куда лучше даже не соваться.
Я решила начать с школы дизайна НИУ ВШЭ, потому что это мой университет, о котором есть, что рассказать)
Это вышка: дизайнерский вуз, о котором мечтают многие
Для не посвященных в последние новости российской креативной индустрии людей существование школы дизайна на базе Высшей Школы Экономики, возможно, будет новостью. Не смотря на это, школа дизайна каждый год привлекает около тысячи абитуриентов из разных уголков страны и зарубежья.
И это объяснимо: это один из немногих университетов, предлагающих такие специализации, как "Комикс", "Медиа-арт""Веб-дизайн". Помимо этого, взглянув на студенческое портфолио(его можно найти на сайте школы), можно сразу увидеть, что есть определенный фокус на воспитание навыков проектной работы. Ведь это большая проблема факультетов дизайна в России - студенты приступают к реалистичным проектам слишком поздно, отдавая в лучшем случае 2-3 года учебы рисованию гипсовых голов.
Итак, плюсы школы дизайна:
- Самая большая среда для профессионального развития.
Тут есть важный момент: мультидисциплинарный вуз всегда будет давать больше разнообразных слабых связей, чем узконаправленный. Слабые связи - это те люди, которые не вспоминают о вас неделями, но если подвернется сочный проект, они точно подумают о вас. Например, многим исследованиям нужны иллюстрации, лонгриды, презентации и видео-презентации. И обо всех этих штуках легко узнать, так как у вышки есть так называемая ярмарка проектов. А работа с такими проектами - несомненно крутая возможность для развития, потому что их руководители и все члены команды будут видеть, как ты ведешь себя в работе. Так, однажды я получила заказ от своей руководительницы экспедиции) - Актуальность знаний.
Для дизайнеров и иллюстраторов всегда важно успевать менять софт и осваивать новый. Школа дизайна ставит студентов в довольно жесткие рамки, в которых мы должны быстро осваивать программное обеспечение, зачастую на 100% самостоятельно. И это хороший тон - работать в современных и практичных программах. Никто не заставляет нас всю жизнь работать в иллюстраторе, но на первом курсе дают осваивать именно его, так как он хорошо взаимодействует с фотошопом, индизайном и премьером. Это удобно.
Кстати, актуальность касается не только софта, но и самих программ обучения. У студентов всегда есть предметы по выбору - факультативы или история. И, к слову, лично я еще посетила ни одного бесполезного предмета - всё очень в тему. - Уровень студентов и преподавателей.
На самом деле, школу дизайна в большей мере сделал тот уровень конкуренции, который был еще на старте - чтобы поступить хотя бы на платное, нужно набрать минимум 70 баллов по литературе. Чтобы поступить на бюджет - все экзамены(а их три: русский, литература и творческое испытание) должны быть примерно по сотке.
Вчерашние школьники приходят сюда уже подготовленными. И это создает нехилый уровень конкуренции не только на старте, но и в процессе учебы - все хотят скидку(о них я еще скажу поподробнее)
А еще круто, что твоими кураторами становятся люди, проектами которых ты восхищался. Они - профессиональные дизайнеры и художники, их работы актуальны. И это большой плюс.
Вообще, находиться в среде крутых специалистов - приятно, а еще это очень помогает развиваться.
В целом, я могу сказать вышке за неплохое качество дизайн-образования в России большое спасибо.
Конечно, есть и свои минусы:
- Конвейерная система обучения.
Термин - самовыдуманный, но он лучше всего подходит для описания происходящего. Каждый год школа дизайна набирает больше студентов, чем в предыдущий. Это сказывается на процессе обучения - группы, в которых раньше было 14 человек, теперь состоят из 20-25.
Это в свою очередь приводит к тому, что количество времени на личную консультацию становится все меньше и меньше. - Стоимость обучения.
Да, я могу с уверенностью утверждать, что образование в школе дизайна в разы лучше того, что предлагает средний по стране вуз. Однако, в момент написания статьи, стоимость обучения на факультете составляет 600 тысяч рублей в год. Если у вас есть такие деньги - можно посмотреть на европейские университеты, например. За эту сумму там вполне возможно оплатить обучение, да еще и на жизнь останется. - Система скидок.
Этот минус - относительный, так как для кого-то это возможность сэкономить крупные деньги. Пояснение: в НИУ ВШЭ существует рейтинговая система. И если ты в топе - у тебя будет скидка на обучение.
Казалось бы, красота? Но это только с одной стороны. Для многих же это означает, что придется работать в постоянном стрессе и делать проекты не так, как хочется тебе а так, как нужно, чтобы получить оценку выше. Это тяжело и подходит далеко не всем. - Кураторы - дизайнеры, но не учителя.
У преподавателей в школе дизайна, как правило, нет педагогического образования. И если в одних дисциплинах это не играет никакой роли, то в других - очень даже играет. Умение преподавать очень нужно кураторам, которые ведут наши творческие проекты. Из-за его отсутствия не всегда понятно, что именно от тебя хотят.
На самом деле, существует еще много разных нюансов. Но мне хочется рассказать в основном про полезность образования конкретно с точки зрения построения карьеры в дизайне и иллюстрации, а не углубляться в вещи организационного характера.
Лично я, если бы выбирала университет снова, то я опять поступала бы в школу дизайна НИУ ВШЭ. Но если бы у меня были деньги, я бы выбрала что-то европейское.
В любом случае, образование - очень индивидуальная вещь, поэтому его не стоит выбирать только исходя из советов из интернета. Классный вариант - взять курс дополнительного образования, чтобы понять, подходит ли вуз конкретно тебе.
-