Отстутствие дорог на Севере - это ещё полбеды. Непреодолимыми преградами на пути уставших путников становятся реки - широкие, полноводные, с продолжительными ледоходами, они легко форсируются только зимой, и то по крепко намороженным переправам.
О ледовых переправах на нашем канале уже есть статья, поэтому сегодня останавливаться на этом не будем. Сегодня мы хотели бы рассказать, как ещё преодолевают водные препятствия на Севере.
Мосты
Пожалуй, это первое, что приходит на ум, когда задаёшь себе вопрос, как перебраться на другой берег. Конечно, мосты - это самый лёгкий, быстрый и надёжный способ преодолеть реку, но, к сожалению, на Севере это роскошь, доступная далеко не каждой переправе. На деле строительство километрового моста там, где им будет пользоваться несколько тысяч человек, оказывается не всегда рентабельным.
Так, например, через Онегу (416 км), перекинуто всего пять мостов, четыре из них расположены в верховье реки, Через Северную Двину - три моста, два из них в Архангельске, и один в Котласе (то есть на протяжении 600 километров через реку перебраться нельзя), Печору вообще пересекает всего один мост, и тот железнодорожный. Как вы понимаете, мост - это не всегда самый выгодный (считай, самый короткий) путь на другой берег.
Понтонные переправы
Понтонные мосты наводят там, где есть острая необходимость транспортной связки двух берегов, но строительство капитального моста по каким-либо причинам затруднено или невозможно (причины чаще всего экономические). Понтонные мосты собираются прямо на воде из плавучих секций - понтонов, по которым и осуществляется движение людей и техники. Понтонные переправы достаточно просты в устойстве, они легко наводятся и также легко убираются/переносятся в другое место.
Одним из основных минусов понтонных мостов является их сезонность - на периоды ледостава и ледохода их необходимо разбирать, кроме того, на понтонных переправах ограничена нагрузка. Впрочем, на совсем небольших реках понтонные переправы могут действовать почти круглогодично, но большие водные преграды могут оказаться им не по зубам - ведь ко всему прочему понтонные мосты чувствительны к сильному ветру, течениям, уровню воды...
Паромы и теплоходы
Вся дельта Северной Двины расписана маршрутными линиями пассажирских теплоходов, которые связывают Архангельск с островами, где тоже живут люди. В городе Онеге между левым и правым берегами курсирует старенький теплоходик, как и в Мезени. Но теплоходы перевозят только людей и их не очень габаритное имущество. Для автомобилей существуют паромные переправы. Строго говоря, любое плавсредство, курсирующее между двумя берегами любой водной преграды, является паромом. Но здесь (на Севере) под паромом понимается именно та самая баржа, которая способна доставлять на другой берег автомобили.
К минусам можно отнести сезонность данного типа переправы (и теплоходы, и паромы работают только в период навигации), а также зависимость от погодных условий (однажды на одном из архангельских островов мне пришлось ждать восемь часов, когда утихнет ветер и теплоход получит разрешение выйти на линию). Кстати, на особенно востребованных переправах (например, всё в том же Архангельске) в межсезонье, когда навигация уже окончена, а лёд ещё не встал или наоборот уже тронулся, на теплоходные линии выпускают ледокольные буксиры, которые осуществляют пассажирские перевозки. Подробно можно прочесть тут.
Организовать полноценную паромную переправу не везде рентабельно (честно говоря, и существующие редко приносят прибыль, существуя на дотации муниципалитетов), но это не значит, что людям не надо пересекать реку. Тут в помощь идут свои плавсредства. Часто у деревень, расположенных вдоль речных берегов, можно увидеть пришвартованные казанки и деревянные весельные лодки.
Авиация
Сегодня это звучит фантастически. Но в былые времена, когда малая авиация была развита, а за билеты на рейс не надо было отдавать половину зарплаты, отечественные кукурузники связывали между собой почти все населённые пункты Севера. И да, существовали специальные маршруты, главной целью которых являлось перевезти пассажиров с одного берега крупной реки на другой. Это не было чем-то удивительным и воспринималось как само собой разумеющееся.
Сегодня, к сожалению, малая авиация как доступное средство передвижения перестала существовать. Обслуживаются только маршруты, где иначе, как по воздуху, обеспечить транспортную связь с большой землёй невозможно. Да и цена на оставшиеся рейсы сопоставима с покупкой билета в другую страну. Но эта грустная тема заслуживает отдельной статьи.
***
Друзья, мы благодарим вас за то, что вы читаете этот канал! Надеемся, что вы сумели разглядеть лёгкую иронию в энциклопедическом тоне этого рассказа, всерьёз повествующего о способах преодоления рек. Тем не менее, всё, сказанное здесь, является чистой правдой и суровой действительностью не только Севера, но и всей нашей необъятной Родины.
Приглашаем вас познакомиться с другими статьями, которые посвящены современным реалиям Севера, истории освоения Русской Арктики, природе и жизни в этом удивительном крае.